Некоторые комментарии к закону об инсайдерской информации |
23.10.2012 15:53 |
После многолетней дискуссии Госдума наконец приняла закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Основной причиной такого длительного процесса рассмотрения и согласования отдельных статей закона по мнению экспертов являлось то, что у разрабатываемого законопроекта было немало противников, причём главным образом как раз те, кто использует инсайдерскую торговлю и строит на том бизнес. Документ предусматривает введение как административной, так и уголовной ответственности за нарушения законодательства. Депутаты считают, что закон комплексно решает проблему защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Основными целями нового закона являются:
В частности, устанавливаемое правовое регулирование распространяется в целом на организованный рынок как финансовый (включая валютный), так и товарный. В УК введены три статьи: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги», «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг». Правда, сам УК не даёт определения манипулирования, он говорит об ответственности, а порядок признания того или иного действия в качестве манипулирования сейчас предусмотрен статьёй 51 Закона «О рынке ценных бумаг». В то же время закон не будет применяться к отношениям, связанным с осуществлением Банком России операций с финансовыми инструментами в целях реализации им, а также иными уполномоченными органами и лицами, действующими от их имени, функции по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, по защите и обеспечению устойчивости рубля. Перечень сведений, которые относятся к инсайдерской информации в Банке России, а также порядок и сроки раскрытия такой информации устанавливаются самим ЦБ РФ. роме того, закон не будет применяться к правоотношениям, которые возникают при осуществлении Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными ими органами, а также муниципальными образованиями или лицами, действующими от их имени, функций по управлению государственным или муниципальным долгом. Органы исполнительной власти РФ и их структуры (федеральные, региональные и другие) самостоятельно устанавливают порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации. Участники рынка считают, что такой подход нарушает принцип юридического равенства участников гражданского оборота. Поэтому найдётся достаточно широкий круг операций, для которых также может быть характерно и неправомерное использование инсайдерской информации, и манипулирование рынком. которые остаются вне сферы действия рассматриваемого нормативного акта. Надо отметить, что до настоящего времени распространение и использование инсайдерской информации на фондовом рынке фактически не контролировалось и сделки с её использованием совершаются фактически безнаказанно. Что же в этом законе понимается под инсайдерской информацией и манипулированием рынком. Инсайдерская информация – это достоверная по своему характеру нераскрытая информация (в том числе составляющая коммерческую, служебную и иную тайну), доступ к которой ограничен федеральными законами. В законе прописаны специальные наказания за совершение сделок с использованием инсайда. Согласно закону инсайдерами могут являться не только организаторы торговли, клиринговые компании, депозитарии и кредитные организации, профучастники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры), но и эмитенты, члены советов директоров, владельцы более чем 25 % акций компаний, рейтинговые агентства, аналитики инвесткомпаний, а также госслужащие, имеющих доступ к инсайдерской информации. Отслеживание соблюдения законодательства об инсайде и манипулировании возложено на ФСФР. Впрочем, саморегулируемые организации и биржи не останутся в стороне. Закон устанавливает виды ценных бумаг, финансовых инструментов и товаров, к которым может относиться инсайдерская информация и применительно к которым возможно её неправомерное использование, а также запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок, в том числе через третьих лиц, через «дачу рекомендаций». Официально в истории ФСФР было два факта признания манипулирования на рынке ценных бумаг. В 2006 и 2007 гг. были два громких расследований, проведенные ФСФР в случае манипулирования с акциями «Полюс –Золото» и ВТБ. Однако результаты оказались практически нулевыми. Серьёзных последствий не было, поскольку на тот момент не было ни административной, ни уголовной ответственности. Нарушители отделались небольшими штрафами. Рассмотрение таких дел в суде нарабатывается практикой. Даже на Западе из тысячи подозрительных сделок до суда доводятся единицы. Правда, недавно власти США предъявили обвинения в инсайдерских сделках на $20 млн шести финансистам на основе записей их телефонных разговоров. Инсайдерская сеть, шесть участников которой были арестованы, оказалась самой изощрённой за более чем 20 лет, утверждают прокуроры. Это первое инсайдерское дело, обвинения в котором основаны на записях телефонных разговоров. Участники инсайдерской сети обвиняются в мошенничестве с ценными бумагами – акциями Google, IBM, Sun Microsystems, Hilton, Advanced Micro Devices и др. В иске прокуратуры отмечено, что обвиняемые заработали $20 млн. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) оценила масштаб мошенничества в $25 млн. Главный фигурант этого дела – 52-летний миллиардер Радж Раджаратнам, основатель и управляющий хедж-фондом Galleon Group с $3,7 млрд активов. Если обвинения подтвердятся в суде, Раджу Раджаратнаму грозит до 20 лет тюрьмы. Однако ситуация, как сегодня выяснилось, может сложиться для миллиардера гораздо хуже. Правоохранительные органы США предполагают, что вырученные средства Раджаратнам направлял на финансирование террористической организации «Тигры освобождения Тамил-Илама».(использована ИНФОРМАЦИЯ WSJ, FT). Принятый Госдумой закон запрещает использование инсайдерской информации до момента её раскрытия в соответствии с требованиями данного закона, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов:
В законе значительное место уделено правовым мерам по предотвращению манипулированием рынком. Теперь манипулирование на рынке ценных бумаг с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, куда входит и Интернет, будет караться лишением свободы. За манипулирование котировками ценных бумаг, в том числе с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, участник торгов может поплатиться свободой сроком до 7 лет и уплатить штраф в 1 млн руб. Под манипулированием рынком понимаются действия, совершённые одним или несколькими лицами, в результате которых повышается, понижается и (или) поддерживается цена финансового инструмента или товара, либо повышается, понижается и (или) поддерживается предложение или спрос на финансовый инструмент или товар, либо повышается, понижается и (или) поддерживается объём торгов финансовым инструментом или товаром. Данное определение фактически любую сделку, которую только можно совершить на рынке, подводит под понятие «манипулирование», ибо следствием её может быть именно то, что перечислено. В законе конкретизированы способы манипулирования рынком. Это:
Законом запрещается осуществлять все вышеперечисленные действия, относящиеся рассматриваемым законом к манипулированию рынком. Во всех развитых странах есть уголовная ответственность за манипулирование на фондовом рынке, и там инвесторы от этого только выигрывают. Например, в Великобритании срок тюремного заключения за манипулирование ценами может достигать семи лет. Согласно принятому Госдумой закону уголовная ответственность наступает в случае причинения существенного ущерба или получения существенного дохода в результате недобросовестных действий. Крупным признаётся ущерб более 1 млн рублей, особо крупным – больше 2,5 млн рублей. Есть и другие отягчающие обстоятельства. За манипулирование котировками штраф может составить 0,5-1 млн рублей, срок лишения свободы – 2–6 лет, но если нарушитель использовал для этого СМИ или Интернет, то лишение свободы составит уже 5–7 лет, а штраф -до 1 млн рублей. Сотрудники СМИ будут нести ответственность, только если заранее понимали, что публикация информации неправомерна. Претензии к аналитическим материалам будут, только если в них, например, содержатся ложные сведения о компании-эмитенте. В то же время участники рынка отмечают сложность и неоднозначность понятий, употреблёных в законе, считая, что правоохранительные органы могут столкнуться с проблемами в процессе доказывания самого факта манипулирования. Некоторые трейдеры теперь будут опасаться общаться со СМИ, т.к. в законе формулировки очень расплывчатые, и при желании можно назвать манипулированием любые твои слова о поведении бумаги на рынке и прогнозы по динамике котировок. В «группу риска» по этому закону попадают в основном трейдеры, которые физически совершают операции на рынке, и топ-менеджмент инвесткомпаний, без решений которого осознанное манипулирование вряд ли возможно. Ответственность должна возлагаться на тех, кто сознательно организовал процесс манипулирования и получил от этого материальную выгоду: это руководитель компании, главный трейдер, контролёр. Кроме перечисленных видов нарушений при использовании инсайдеской информации и манипулированием рынком закон определяет меры при нарушение порядка учёта прав держателей ценных бумаг. За нанесение крупного ущерба, виновному грозит штраф в 300 000–500 000 рублей либо заключение до двух лет со штрафом до 100 000 рублей. Если нарушение совершено группой лиц или нанесло особо крупный ущерб, то штраф до 1 млн рублей, а срок лишения свободы – от двух до шести лет. Нарушения при проведении собрания акционеров и иное ограничение прав владельцев ценных бумаг караются штрафом до 300 000 рублей или лишением свободы до двух лет. Группе лиц грозит до пяти лет лишения свободы и 300 000-500 000 рублей штрафа. Кроме всего прочего закон обязывает эмитента, управляющую компанию, организаторов торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчёты, вести список инсайдеров и информировать их о требованиях рассматриваемого закона в порядке и в сроки, определённые федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, а также передавать список инсайдеров в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по требованию этого органа. Выше перечисленные организации также обязаны разработать и утвердить правила доступа к инсайдерской информации, охраны её конфиденциальности. Между тем эксперты уверены, что обойти новый закон всё же будет возможно. Сейчас более 50 % сделок от общего количества совершаются с использованием инсайдерской информации. Причём все крупные сделки на данный момент проходят на основе инсайда. Закон будет работать выборочно. Доказать факт инсайда трудно. Всё будет упираться в судебную систему утверждают специалисты. Какие бы меры в этом направлении государство ни принимало, всё равно лица, выступающие на рынке, не могут располагать одинаковыми сведениями (даже если все эти сведения будутраскрыты), вследствие того что они в различной степени информированы об изменениях в ситуации и по-разному реагируют на полученные сведения. Тот, кто наиболее проницателен и наиболее удачно использует информацию, находящуюся в его распоряжении, извлечёт наибольшую выгоду. Так как информация является товаром, имеющим стоимость, то информационное неравенство всегда будет оставаться из-за того, что не всякий субъект имеет возможность платить за информационные услуги, ибо порой информация стоит очень дорого. А купить можно практически любую информацию, в том числе и нераскрытую, – вопрос в цене. Но это проблема того же порядка, что и коррупция. Более того, к рыночной информации будут относиться очень настороженно, чтобы не стать жертвой манипуляции, – это азбучная истина. |