Home Налогообложение Уплата и возврат сумм налога на пользователей автодорог
Уплата и возврат сумм налога на пользователей автодорог PDF Печать E-mail
15.10.2012 13:57

Уплата и возврат сумм налога на пользователей автодорог

Статья предназначена для плательщиков налога на пользователей автодорог, определявших в 2002 году выручку от реализации продукции по мере ее оплаты специально для Банкир.ру - Иванков Д.Е., юрисконсульт/

// Д.Е. Иванков, Юрисконсульт Bankir.Ru

Уплата и возврат сумм налога на пользователей автодорог

Отмена старых и введение новых налогов и сборов нередко порождает целый ряд юридических коллизий, - по крайней мере в условиях несовершенства несформировавшегося российского налогового законодательства, отягощенного проведением различных бессистемных "налоговых реформ". Как следствие, возникают ситуации, когда ни Налоговая инспекция, ни налогоплательщик не могут однозначно и четко ответить - когда же в соответствии с законом следует платить налоги и надо ли их платить вообще?

Позиция Налоговой инспекции в таких случаях однозначна - налоги платить надо, и чем скорее - тем лучше. Однако грех и налогоплательщику не воспользоваться сложившейся ситуацией и не попытаться отстоять свои права в суде.

В качестве примера можно привести одну из подобных юридических коллизий, сложившуюся в связи с отменой старых "дорожных налогов" (в том числе налога на пользователей автомобильных дорог) и введением транспортного налога. Путаница со сроками отмены налогов и нечеткие формулировки законодателя породили массу вопросов, связанных с уплатой налога на пользователей автодорог.

На эту тему есть немало статей, толкующих сложившееся положение как против, так и в пользу налогоплательщика - и в печатной прессе, и в Интернете. Однако однозначно ответить на главные вопросы, волнующие налогоплательщика - нужно ли платить в 2003 году налог на пользователей автодорог за 2002 год, когда и сколько - невозможно без сложившейся судебной практики.

В данной статье я расскажу, основываясь на опыте судебного разбирательства, как налогоплательщики, исчислившие и/или уплатившие налог на пользователей автодорог за 2002 год с сумм дебиторской задолженности могут вернуть часть уплаченных сумм или оспорить требования Налоговой инспекции.

Предыстория вопроса такова:

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" был отменен налог на пользователей автомобильных дорог (см. ст.ст. 2 и 9 Закона).

Однако, при отмене налога на пользователей автодорог законодателем была допущена некоторая путаница в сроках отмены.

1. Статьей 2 Федерального закона №110-ФЗ налог на пользователей автодорог был исключен из перечня уплачиваемых на территории Российской Федерации налогов (т.е. из Закона РФ от 27 декабря 1991г. №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") со дня вступления Федерального закона №110-ФЗ в силу (в соответствии со ст. 21 Закона №110-ФЗ - со дня его официального опубликования 30 июля 2002 года).

2. Статья 9 Федерального закона №110-ФЗ исключила налог на пользователей автодорог из Закона РФ от 18 октября 1991г. №1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации". Ст. 9 Федерального закона №110-ФЗ в соответствии со ст. 21 Закона вступила в силу с 1 января 2003 года.

3. Ст. 4 Федерального закона №110-ФЗ установила, что "Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.

Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.

Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года. При этом для целей настоящей статьи суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2003 года.". Ст. 4 Федерального закона №110-ФЗ в соответствии со ст. 21 Закона вступила в силу с 1 января 2003 года.

Таким образом, образовался "разрыв" в сроках действия налога на пользователей автодорог: в течение пяти месяцев - с августа 2002 года по январь 2003 года этого налога в соответствии с действующим федеральным законодательством попросту не существовало.

Помимо этого, нельзя забывать, что в соответствии положениями Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" на территории Российской Федерации могут взиматься только те налоги, которые соответствующим образом установлены законодательством Российской Федерации ".

Казалось бы, в силу сложившейся ситуации налог на пользователей автодорог за 2002 год не подлежит уплате совсем, или, хотя бы, не подлежит уплате за период с августа 2002 года по январь 2003.

Однако суды не поддержали чаяния налогоплательщиков. (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2003 г. №А13-2618/03-07 и др.). Аргументация судов как правило сводилась к следующему:

"В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 №2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.

Согласно статье 10 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" недоимка, пени и штрафы по налогу на пользователей автомобильных дорог уплачиваются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и территориальные дорожные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до введения в действие названного Федерального закона.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 24.07.02 №110-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": подпункт "м" пункта 1 статьи 19 исключен; пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом "ж" следующего содержания: "ж) транспортный налог.".

Согласно статей 9 и 21 Закона Российской Федерации от 24.07.02 №110-ФЗ статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" утрачивает силу с 01.01.03.

При этом статья 4 Закона Российской Федерации от 24.07.02 №110-ФЗ регулирует правила исчисления налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 году.

Таким образом, все необходимые элементы налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 году установлены и налог должен уплачиваться …".

Тем не менее, организации определявшие в соответствии со своей учетной политикой в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты могут вернуть суммы налога, уплаченные с дебиторской задолженности (или пресечь поползновения налоговой инспекции к их изъятию - если организация сознательно не уплатила налог с имевшейся на 01.01.2003г. дебиторской задолженности).

Организации следует перерасчитать налог на пользователей автодорог за 2002 год в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 110-ФЗ - т.е. исчислить налог исходя из суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) оплаченных по состоянию на 1 января 2003 года, не включая в перерасчет суммы дебиторской задолженности.

Что касается сумм дебиторской задолженности, то по ним достаточно определить налоговую базу, не включая ее в перерасчет - в полном формальном соответствии требованиям закона. Если, опять же, подходить к этому вопросу формально, Налоговый кодекс требует включения в декларацию данных о расходах, доходах а также других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Определение сумм дебиторской задолженности не связано с исчислением и уплатой налога. Ст. 4 Федерального закона № 110-ФЗ в свою очередь не требует исчисления и уплаты налога с сумм дебиторской задолженности.

Сделав перерасчет, можно требовать от налоговой инспекции зачесть или вернуть излишне уплаченные суммы налога на пользователей автодорог с дебиторской задолженности. Отказ налоговой инспекции подлежит обжалованию в суд.

Информацию о налоговой базе по суммам по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года следует подать, к примеру, справочно, письмом и т.п.

В суде можно прибегнуть к следующей аргументации.

Ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:

- 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

- 1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.

Таким образом, объектом налогообложения налога на пользователей автодорог в интересующем нас случае является выручка.

Для организаций, определявших выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем.

Это подтверждается позицией МНС, изложенной в Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. №59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями от 20 октября 2000 г.).

В соответствии с данной Инструкцией МНС предписывает налогоплательщикам исчислять и уплачивать налог на пользователей автодорог в следующем порядке:

"…25. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности…

27…Для организаций, которые определяют выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем…"

В Приложение №2 к рассматриваемой Инструкции содержится форма декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, предусматривающая определение налоговой базы исключительно в соответствии с Инструкцией и не предусматривающая включение в декларацию сумм дебиторской задолженности.

Исходя из вышеуказанного очевидно, что суммы дебиторской задолженности организаций, определявших в 2002 году выручку по мере оплаты, не входят в налоговую базу по налогу на пользователей автодорог, так как не являются объектом налогообложения.

Разумеется, на фоне изложенного требование законодателя определить налоговую базу по налогу на пользователей автодорог с сумм дебиторской задолженности выглядит несколько алогично, но ничто не мешает налогоплательщику формально следовать требованиям законодательства, и, отдельно определив налоговую базу по дебиторской задолженности, перерасчитать подлежащий уплате налог на пользователей автодорог лишь с учетом объекта налогообложения - поступившей на 1 января 2003 года выручки.

Иванков Дмитрий, юрисконсульт

 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011