Home Налогообложение Изменения в налоговом администрировании, введенные законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ
Изменения в налоговом администрировании, введенные законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ PDF Печать E-mail
18.10.2012 12:49

Изменения в налоговом администрировании, введенные законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ

Одной из главных целей внесения поправок в НК РФ является совершенствование регламентации контрольных полномочий налоговых органов. // А.А. Сбежнев. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» №7/2009.

// А.А. Сбежнев, "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке"

В период осенней сессии 2008 года Госдума приняла целый пакет антикризисных законов, направленных на стабилизацию российской экономики в целом и финансового положения налогоплательщиков в частности. Но только один из этих законов внес изменения в налоговое администрирование - Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

Как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», одной из главных целей внесения поправок в Налоговый кодекс РФ является совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования, касающихся регламентации контрольных полномочий налоговых органов.

Уточнен порядок блокировки счетов

По мнению разработчиков Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 224-ФЗ), нормы Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и до его принятия достаточно подробно регламентировали порядок осуществления контрольных мероприятий налоговыми органами.

К числу полномочий налоговых органов, призванных обеспечить защиту фискальных интересов государства в налоговой сфере, относится право приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов). При этом НК РФ достаточно четко формулирует основания для приостановлений операций в банке.

Так, в соответствии со ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа, а также в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Эта норма недавно разъяснена Письмом Минфина России от 05.05.2009 № 03-02-07/1-227: «Пунктом 3 ст. 76 НК РФ прямо указано, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в случае непредставления им в налоговый орган налоговой декларации может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не ранее десятидневного срока по истечении установленого срока представления налоговой декларации. НК РФ не установлен конкретный срок для принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа указанного решения». Из этого разъяснения можно сделать вывод о том, что максимально возможный для принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа указанного решения срок НК РФ не установлен. Поэтому, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в течение десятидневного срока по истечении установленного срока представления налоговой декларации и не представляет ее и в дальнейшем, то срок для принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа указанного решения в принципе не ограничен.

Вместе с тем налоговые органы далеко не всегда следуют жестким требованиям ст. 76 НК РФ и зачастую приостанавливают операции по счетам без наличия предусмотренных данной статьей оснований.

В связи с этим первоначальной редакцией законопроекта предлагалось обязать налоговые органы уведомлять прокурора о каждом вынесенном ими решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Однако в ходе обсуждения в окончательный текст Закона № 224-ФЗ данное положение не вошло.

Но все же ст. 76 НК РФ была дополнена нормой, защищающей интересы налогоплательщиков, чьи банковские счета оказались заблокированными. Так, в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Также Закон № 224-ФЗ уточнил порядок и сроки направления решений о приостановлении и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Ранее НК РФ не устанавливал предельных сроков, в течение которых налоговый орган обязан направлять решение о блокировке счетов и решение о ее отмене в банк и самому налогоплательщику. Это создавало неопределенность и препятствовало нормальному ведению предпринимательской деятельности. Ведь предприниматели не могли заключать контракты, так как находились в неведении, а налоговые органы, в свою очередь, не торопились их уведомлять.

Однако с 1 января 2009 года ситуация изменилась. Теперь налоговые органы обязаны уведомлять налогоплательщиков о блокировке их счетов либо отмене такой блокировки не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, направив копию такого решения каждому налогоплательщику.

Для информирования банка о снятии блокировки счетов налогоплательщика также установлен предельный срок. Так, согласно новой норме, решение об отмене приостановления операции по счетам налогоплательщика должно быть вручено должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направлено в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Следует отметить, что данной поправкой в определенной степени ускоряется процесс отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика. С 1 января 2009 года действия налогоплательщика уже не зависят от операционного дня банка, который устанавливается кредитной организацией самостоятельно.

Также Закон № 224-ФЗ устранил неопределенность и по вопросу об определении момента, с которого банк может возобновить операции по заблокированным счетам налогоплательщика. Согласно ранее действовавшей редакции п. 7 ст. 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Но с 1 января 2009 года Законом № 224-ФЗ установлено, что банк может возобновить операции с момента получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Однако вместе с изменением порядка передачи в банк решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика появились и новые проблемы.

Согласно новой редакции абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ решение о снятии блокировки счетов может быть передано должностным лицом налогового органа представителю банка по местонахождению этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком.

Это изменение повлекло за собой то, что с момента вступления Закона № 224-ФЗ в силу многие банки перестали принимать решения о снятии блокировки счетов от представителей компаний. Такая практика была возможна ранее, так как НК РФ позволял выдавать указанные решения представителям банков вне зависимости от места расположения самого банка. Этим и пользовались банки, то есть выдавали соответствующие доверенности своим клиентам, желавшим ускорить разблокирование своих счетов. К тому же НК РФ не содержал предельных сроков направления такого решения банку. Однако теперь Закон № 224-ФЗ установил в качестве обязательного условия фиксацию даты получения документа банком.

Вместе с тем формулировка данной нормы содержит оговорку - «или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком» (абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ). Эта оговорка позволяет считать, что указанная норма не исключает возможности вручения этого документа по месту нахождения налогового органа, но при условии подтверждения факта его получения банком и указания даты получения.

Следует также отметить, что с 1 апреля 2009 года вступило в силу Положение Банка России от 09.10.2008 № 322-П (далее - Положение № 322-П) в котором регламентирован порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России. Также Положением № 322-П утверждены «Порядок использования средств криптографической защиты информации при направлении в банки (филиалы банков) решений в электронном виде», «Порядок обеспечения информационной безопасности при использовании средств криптографической защиты информации для целей направления в банки (филиалы банков) решений в электронном виде» и «Требования к форматам зашифрованных пакетов, извещений, подтверждений, квитанций, уведомлений».

Кроме того, Закон № 224-ФЗ уточнил порядок приостановления операций по валютным счетам налогоплательщиков. Так, приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке (по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика).

Таким образом, с 1 января 2009 года законодательно закреплено право налогоплательщиков осуществлять какие-либо операции по своим валютным счетам и использовать иным образом средства на этих счетах, в случае решения налогового органа об их блокировке, но только в части, превышающей сумму, которая указана в решении налогового органа (по курсу Банка России, установленному на дату начала действия такого решения). Данная норма полностью соответствует позиции Минфина России, выраженной в его разъяснениях по данному вопросу (письма Минфина России от 21.06.2007 № 03-02-07/1-304, от 28.03.2007 № 03-02-07/1-140, от 09.07.2008 № 03-02-07/1-268, от 10.11.2008 № 03-02-07/1-459), которыми и руководствовались ранее налоговые органы при принятии решений о блокировании валютных счетов налогоплательщиков.

Упорядочена процедура проведения камеральной проверки

Другое нововведение Закона № 224-ФЗ касается вопроса совершенствования налоговых проверок. Разработчиками было предложено внести поправки в ст. 88 НК РФ, призванные устранить имеющиеся неясности в регламентации порядка проведения камеральной проверки.

Попытка четко определить процедуру камеральной проверки была предпринята еще Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». В частности, было установлено, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. На практике выяснилось, что не понятно, с какого момента необходимо исчислять трехмесячный срок проведения проверки - с даты представления документов или с даты представления документов, прилагаемых к налоговой декларации.

В связи с этим Законом № 224-ФЗ было установлено, что исчислять трехмесячный срок проверки следует с момента представления плательщиком налоговой декларации (расчета).

Большое количество споров вызывал также вопрос о том, с какого момента следует исчислять срок, в течение которого должна быть проведена камеральная проверка декларации, в которой, например, налог заявлен к возмещению, в случае, если налогоплательщик подал уточненную декларацию.

По мнению Минфина России (письма Минфина России от 15.11.2007 № 03-02-07/1-477 и от 13.02.2008 № 03-02-07/1-61), после представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. При этом прекращается камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации, в ходе которой налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, до момента обнаружения налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в первичной налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Вместе с тем позиция судебных органов на этот счет неоднозначна. Одни суды разделяют мнение Минфина России, признавая, что подача уточненной декларации аннулирует данные первоначально поданной декларации, поэтому и срок на принятие решения исчисляется заново с момента подачи уточненной декларации (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2006 № А56-12806/2005 и от 14.04.2004 № Ф04/2007-733/А27-2004, Постановление ФАС Московского округа от 12.08.2005, 10.08.2005 № КА-А40/7564-05, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2004 № Ф08-39/2004-25А, № А63-2446/2003-С4).

Другие, напротив, считают, что подача уточненной декларации никаким образом не влияет на сроки принятия решения (постановления ФАС Московского округа от 17.01.2005, 12.01.2005 № КА-А40/12727-04 и от 18.10.2004 № КА-А40/9406-04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2004 № А56-12370/04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.10.2004 № А56-3658/04).

Точку в этих спорах поставил законодатель, дополнив ст. 88 НК РФ новым п. 9.1, согласно которому в том случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Причем прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Таким образом, трехмесячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной проверки, начинает отсчитываться с момента подачи уточненной декларации.

Законодатель в п. 9.1 ст. 88 НК РФ также указал, что документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Ранее и этот вопрос вызывал довольно большое число разногласий. По мнению Минфина России, при подаче уточненной декларации к ней нужно приложить полный комплект документов, даже если эти же документы сдавались вместе с первоначальной декларацией (Письмо Минфина России от 13.05.2004 № 04-03-08/30).

Не было у судебных органов единого мнения и по этому вопросу. Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 13.04.2005 № Ф04-1493/2005 (9468-А75-14) указал, что налогоплательщик не освобождается от обязанности представить в инспекцию все необходимые документы по уточненной декларации.

Но суды преимущественно занимали позицию, согласно которой законодательство о налогах и сборах все-таки не обязывает налогоплательщика при подаче корректирующей декларации повторно представлять в налоговый орган весь пакет документов (Постановление ФАС Московского округа от 18.06.2008 № КА-А40/4275-08 по делу № А40-58387/07-76-322).

Следует отметить, что аналогичное уточнение также было внесено и в абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ.

На основании данных изменений можно сделать вывод, что теперь при представлении налогоплательщиком уточненной декларации налоговые органы не должны требовать от него документы, которые уже подавались в инспекцию с первоначальной декларацией.

Льгота от министра финансов России

Законом № 224-ФЗ НК РФ дополнен ст. 64.1 «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации», согласно которой министр финансов РФ получил право предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков отсрочку или рассрочку по уплате налогов (одного или нескольких), а также пеней и штрафов по налогам.

Причем согласно абз. 1 п. 1 и абз. 2 п. 4 ст. 64.1 НК РФ в части федеральных налогов министр финансов РФ сможет сам принимать решения, а по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты, - только по согласованию с региональными финансовыми властями.

В соответствии с новой ст. 64.1 НК РФ такая отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена налогоплательщику в случае, если размер его задолженности на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки (далее - заявление) превышает 10 млрд рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Максимальный срок, на который может быть предоставлена такая льгота, составляет 5 лет.

Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки в порядке, предусмотренном ст. 64.1, должна обратиться в Минфин России с соответствующим заявлением, копия которого подлежит направлению в налоговый орган по месту учета этой организации. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

- предполагаемый график погашения задолженности;

- документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

- письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Если принято решение об отсрочке, то на сумму задолженности, в отношении которой оно принято, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Такая отсрочка может быть предоставлена без способов ее обеспечения, то есть без залога имущества, поручительства, пеней, приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество налогоплательщика.

Казалось бы, все ясно - организация, претендующая на льготу, подает в Минфин России заявление, прикладывает к нему необходимые документы, Минфин России рассматривает заявление и принимает одно из двух решений (предоставить или не предоставлять льготу).

Однако при детальном прочтении норм ст. 64.1 НК РФ возникает ряд вопросов. При этом каких-либо официальных разъяснений о порядке применения норм указанной статьи Минфин России не издал.

Так, не вполне ясно, что подразумевается под формулировкой «документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности» (п. 2 ст. 64.1 НК РФ). Что это за документы?

По общему правилу предоставления отсрочки (рассрочки), закрепленному в ст. 64 НК РФ, льгота предоставляется при документальном подтверждении одного из предусмотренных в п. 2 данной статьи свершившихся фактов. Так, причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы может быть подтверждено документами, доказывающими этот факт, и справкой о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным органом. При задержке финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа достаточно представить соответствующие справки. Если в случае единовременной выплаты налога возникает угроза банкротства (и к тому же организация входит в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости разватия российской экономики осенью 2008 года и насчитывающий 295 организаций в 25 отраслях экономики), то может быть представлен баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние за предыдущие годы и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства. Также представляется пояснительная записка, в которой описываются причины, по которым возникла единовременная уплата налогов, суммы налогов, сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения.

Кроме того, данная льгота является антикризисной мерой и носит временный характер. Так, ст. 9 Закона № 224-ФЗ установлено, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, могут быть приняты до 1 января 2010 года.

В связи с этим не вполне ясно, будет ли рассмотрено такое заявление, поданное, например, в последних числах декабря 2009 года. Необходимо учитывать, что согласно абз. 1 п. 4 ст. 64.1 НК РФ решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) должно быть принято в течение одного месяца. При этом ни НК РФ, ни Закон № 224-ФЗ не устанавливают минимального срока рассмотрения министром финансов РФ заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки (рассрочки).

Более того, предусмотренная ст. 64.1 НК РФ льгота ориентирована на довольно узкий круг крупных налогоплательщиков.

Высокий входной барьер (10 млрд руб.) налоговой задолженности фактически не позволяет малым, средним, а также эффективным (имеющим нулевую или незначительную задолженность) крупным компаниям получать указанные рассрочки или отсрочки, которые, по сути, эквивалентны получению предприятием кредита по весьма низкой ставке и без какого-либо обеспечения.

Следует отметить, что закрытие среднего, но градообразующего предприятия, испытывающего временное сжатие внешнего спроса и трудности с привлечением кредитов по разумным ставкам, может также привести к тяжелейшим «неблагоприятным социально-экономическим последствиям».

Предприятия малого бизнеса в условиях финансового кризиса также остро нуждаются в поддержке, однако принятый Закон № 224 возможностей в части предоставления им отсрочек или рассрочек по уплате налогов на более продолжительный срок не предоставил. Так, ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по решению налогового органа на срок не более одного года, по решению Правительства РФ - не более 3 лет, а по решению министра финансов РФ - не более 5 лет. Между тем именно малый бизнес является рыночным институтом, обеспечивающим решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения.

А.А. Сбежнев, Торгово-промышленная палата РФ, Департамент по законодательству, старший эксперт.

 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011