Home Налогообложение Изменения главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ затрагивают интересы банков
Изменения главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ затрагивают интересы банков PDF Печать E-mail
05.10.2012 13:12

Изменения главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ затрагивают интересы банков

Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ внесен ряд существенных для банков изменений и дополнений в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. // А.В. Толкушкин. "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке" № 10/2007

// А.В. Толкушкин., главный редактор

Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд существенных для банков изменений и дополнений в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. Все эти изменения и дополнения в соответствии со ст. 4 указанного Закона вступают в силу с 1 января 2008 года.

Понятие объекта налогообложения в главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ сформулировано одним предложением (п. 1 ст. 374 «Объект налогообложения» НК РФ). Формулировка этого предложения изменена: после слов «на балансе» текст дополнен словом «организации», а конец дополнен словами: «если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса».

Таким образом, с 1 января 2008 года объектом налогообложения для российских организаций будет признаваться «движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совмест- ную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ». Следует отметить, что ст. 378 НК РФ с 1 января 2008 года также будет действовать в новой редакции, предусматривающей исключение для имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд. Заметим, что большинство управляющих компаний паевых инвестиционных фондов образовано кредитными организациями.

Пункт 4 ст. 376 «Порядок определения налоговой базы» НК РФ изложен в новой редакции. Как и в настоящее время, с 1 января 2008 года «средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу». Но эта стоимость не будет называться среднегодовой.

Этот пункт дополнен отдельным определением среднегодовой стоимости имущества: «Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период будет определяться как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода (а не на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца), на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу». Обратите внимание на то, что в новой формулировке упоминается «последнее число налогового периода», а не 1-е число следующего за налоговым периодом месяца. То есть методика расчета среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, изменилась для всех организаций, в том числе и для кредитных.

Статья 378 «Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление» НК РФ, которая состоит всего из одного предложения, как это уже было сказано ранее, существенно изменилась. Формулировка этого предложения после слова «налогообложению» дополнена словами «(за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд)». В соответствии с новой редакцией этой статьи имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, будет подлежать налогообложению за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд у учредителя доверительного управления. Данное изменение означает, что при внесении организацией недвижимого имущества в паевой инвестиционный фонд, а также при приобретении недвижимого имущества управляющей компанией паевого инвестиционного фонда у владельца паев паевого инвестиционного фонда не будет обязанности по исчислению и уплате налога на имущество организаций в отношении такого имущества. Данное изменение следует рассматривать как улучшающее положение налогоплательщиков - организаций, приобретающих паи паевых инвестиционных фондов.

В связи с тем, что законодатель не установил обязанности управляющей компании паевого инвестиционного фонда по исчислению и уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, указанное изменение можно также рассматривать и как разрешение существовавшей целый ряд лет проблемы управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, инвестиционные декларации которых допускают вложение средств, составляющих паевой фонд, в объекты недвижимости.

Согласно действующей до 1 января 2008 года редакции п. 17 ст. 381 «Налоговые льготы» НК РФ освобождаются от налогообложения «организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества». С 1 января 2008 года законодатель вводит дополнительное условие применения данной льготы: соответствующее имущество должно использоваться на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о ее создании.

Согласно п. 2 ст. 375 «Налоговая база» НК РФ «налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов». Эта формулировка с 1 января 2008 года не меняется.

Согласно п. 5 ст. 382 «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу» НК РФ «сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 настоящего Кодекса, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку». С 1 января 2008 года в случае возникновения (прекращения) у указанных иностранных организаций в течение налогового (отчетного) периода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества «исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде».

Остался неизменным п. 6 ст. 382 НК РФ, согласно которому «законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода».

В ст. 384 «Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации» и 385 «Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения» НК РФ слова «(средней стоимости имущества)» заменены словами «(одной четвертой средней стоимости имущества)». Данные изменения не следует рассматривать как улучшающие положение отдельных категорий налогоплательщиков, так как законодатель просто устранил существовавшее противоречие между указанными статьями и п. 4 ст. 382 «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу» НК РФ, в соответствии с которым сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ.

К изменениям, улучшающим положение целого ряда налогоплательщиков, следует отнести дополнение главы 30 НК РФ ст. 386.1 «Устранение двойного налогообложения». С 1 января 2008 года «фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации» в отношении соответствующего имущества.

Для зачета уплаченного в иностранном государстве налога «российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:

- заявление на зачет налога;

- документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации».

Важно подчеркнуть, что законодатель предоставляет право на зачет сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, вне зависимости от того, заключила или не заключила Российская Федерация с государством, в котором расположено соответствующее имущество российской организации, соглашение об избежании двойного налогообложения имущества.

А.В. Толкушкин
Международная налоговая ассоциация (IFA),
заместитель постоянного представителя Российского отделения в Генеральном совете, к.э.н.
 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011