Заполняем декларацию по налогу на прибыль |
05.10.2012 13:26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заполняем декларацию по налогу на прибыльДекларация по налогу на прибыль за 9 месяцев в этом году необычна. В старую форму бухгалтер должен вложить новое содержание. О нюансах, которые нужно учесть при подготовке к составлению отчета, мы расскажем в нашей статье. // О. Курбангалеева, аудитор. Журнал "Практическая бухгалтерия" № 10, октябрь 2005 г.// О. Курбангалеева, АудиторНачиная с июля в каждом номере «Практической бухгалтерии» мы старались знакомить вас с поправками, которые Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ внес в главу 25 Налогового кодекса. Главным образом, в наших статьях речь шла об изменениях, имеющих обратную силу. Сейчас, когда отпускной период позади и бухгалтеры приступают к подготовке деклараций за 9 месяцев, самое время еще раз напомнить о трудностях, которые могут возникнуть при расчете налога на прибыль в вашей организации. Это обязательно Заполняя декларацию по налогу на прибыль за полугодие, бухгалтеры сомневались, учитывать при составлении отчета положения Закона № 58-ФЗ или нет. Проблема возникла из-за того, что с 15 июля (когда этот закон вступил в силу) у налогоплательщиков появилось право пересчитать свои доходы и расходы и подать уточненные налоговые декларации как за текущий, так и за три предыдущих года. Практика показала, что очень немногие организации решили пересчитать налоговую базу за полугодие. Это логично. Во-первых, сначала нужно было тщательно изучить все положения нового закона. Во-вторых, определить, какие из них подлежат обязательному применению, а какие оставляют налогоплательщикам право выбора. В-третьих, по нормам, допускающим альтернативу, следовало выбрать наиболее оптимальный вариант. Причем оптимальный не только с позиций уменьшения налога, но и с точки зрения минимизации затрат на ведение учета. Словом, работа предстояла большая. Поэтому Минфин не стал торопить бухгалтеров. Фирмам, которые отчитываются по налогу на прибыль ежеквартально, все изменения разрешается отразить в декларации за 9 месяцев (письмо от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/18). Время подходит. Давайте проанализируем, что конкретно нужно сделать перед тем, как составить этот отчет. Чтобы облегчить работу бухгалтера, все изменения, которые обязательно нужно учесть при подготовке деклараций, мы свели в таблицу. В последней графе показано, как те или иные поправки повлияют на величину налогооблагаемой прибыли. Если в результате пересчета у организации возрастут доходы (или уменьшатся расходы), то за период с начала года возникнет недоимка по налогу на прибыль. Пени на нее начисляться не будут. Об этом сказано в уже упомянутом письме Минфина. Бухгалтерам организаций, в составе которых есть обособленные подразделения, следует обратить внимание на уточненный порядок распределения налога (ст. 288 НК РФ). С 1 января 2005 года сумма налога на прибыль зачисляется в федеральный бюджет (ставка - 6,5%) и бюджеты субъектов РФ (ставка - 17,5%). Федеральную часть налога полностью платит головная организация. В региональные бюджеты налог поступает как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения каждого филиала. При этом неважно, имеет обособленное подразделение самостоятельный баланс или нет. В связи с поправками, которые внесены в пункт 2 статьи 288, налоговая база в целом по организации не изменится. Но из-за того, что уточнен алгоритм расчета доли прибыли по обособленным подразделениям, может измениться величина налога, которая подлежит уплате в региональные бюджеты. В результате сложится переплата по налогу на прибыль в бюджет одного субъекта РФ и недоимка перед бюджетом другого региона. Этого тоже не надо бояться. Как уже говорилось, пеней в этом случает не будет, а по итогам 9 месяцев ситуация должна выправиться. Менять ли учетную политику? Среди поправок, вступивших в силу в июле, но действующих с начала года, есть и такие, которые при составлении декларации за 9 месяцев можно не учитывать. Законодатели предоставили организациям право выбора в решении следующих вопросов:
Суть поправок заключается в том, что состав прямых расходов, который раньше был жестко закреплен непосредственно в кодексе, теперь может варьироваться по усмотрению организаций. В принципе это удобно, потому что позволяет сблизить правила бухгалтерского и налогового учета затрат. Например, помимо расходов на оплату труда и ЕСН к прямым затратам теперь можно отнести и пенсионные взносы, которые начисляются на «прямую» зарплату производственного персонала (п. 1 ст. 318 НК РФ). Но есть и неудобства. Дело в том, что состав прямых расходов должен быть закреплен в учетной политике организации. И если бухгалтер решил воспользоваться предоставленным ему правом уже сейчас, то придется внести изменения в налоговую учетную политику с начала 2005 года. «Плюс» такого подхода очевиден: в будущем трудозатраты на ведение бухгалтерского и налогового учета уменьшатся в два раза. «Минусов» больше, но все они единовременны. Для начала нужно пересчитать налоговую базу за истекшие отчетные периоды. Вдобавок инспекторы скорее всего потребуют составить уточненные декларации за I квартал и полугодие. Наконец, к декларации за 9 месяцев нужно будет приложить уточненную учетную политику, утвержденную руководителем предприятия. Получается, что пересматривать перечень прямых и косвенных расходов целесообразнее с 1 января 2006 года. На усмотрение организаций передан и порядок распределения прямых расходов между «незавершенкой» и готовой продукцией. Его тоже нужно прописать в учетной политике. Кроме того, в учетной политике нужно закрепить механизм распределения прямых расходов между видами продукции. Имеются в виду те затраты, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу. До выхода в свет Закона № 58-ФЗ затраты торговых предприятий на доставку, хранение и предпродажную подготовку товаров можно было учитывать в составе издержек обращения. Поправки, внесенные в статью 320, позволили включать эти расходы в покупную стоимость. Таким образом, теперь налоговые правила формирования стоимости товаров в торговле разрешено приравнивать к бухгалтерским. Для этого тоже надо внести изменения в учетную политику. Причем нужно пом-нить, что порядок оценки покупных товаров должен оставаться неизменным в течение как минимум двух лет. Если организация решит, что включать транспортные и складские расходы в стоимость товаров не надо, менять учетную политику и пересчитывать налог с начала года не придется. Но тогда и в следующем году она будет вынуждена применять тот же порядок, что и сейчас. В более выгодное положение попали организации, которые занимаются оказанием услуг. С 1 января 2005 года они вообще могут не распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства, а полностью учитывать их при расчете налога на прибыль. Естественно, таким предприятиям целесообразно закрепить в учетной политике именно это положение.
|