О порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям передачи имущества в доверительное управление |
29.08.2012 20:33 | ||||||||||||||||||||||||
О порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям передачи имущества в доверительное управлениеПо материалам консультаций Коллегии Налоговых Консультантов (knka.ru).// «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения в кредитных организациях», № 10, 2011 годВопрос Как следует Банку определять налоговую базу при расчете налога на прибыль: развернуто в разрезе каждого договора доверительного управления либо как сальдо между доходами и расходами по всем договорам доверительного управления имуществом? Может ли полученная прибыль в рамках одного договора доверительного управления быть уменьшена за счет убытка, полученного от доверительного управления имуществом по другому договору? Мнение консультантов По мнению консультантов:
Обоснование мнения консультантов Консультанты формировали свое мнение исходя из предположения, что Банк является учредителем доверительного управления и выгодоприобретателем и собственного понимания информации, приведенной в тексте вопроса, заключающегося в следующем. Банком заключены с одним доверительным управляющим два разных договора доверительного управления, в которых указан различный состав имущества, передаваемого в доверительное управление, а также, возможно, и другие существенные условия, предусмотренные статьей 1016 ГК РФ (в том числе, например, различные размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором, и срок действия договора). Исполнение и результаты исполнения одного из этих договоров не связаны с исполнением и результатами исполнения второго договора, то есть каждый из договоров абсолютно самостоятелен. Доверительный управляющий обеспечивает выполнение требований в соответствии с Указаниями[1] об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Минфина РФ № 97н в части самостоятельного учета операций по каждому договору доверительного управления имуществом. Аналогичное правило установлено и в целях налогового учета статьей 332 НК РФ «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом», согласно абзацу первому которой «Налогоплательщик - организация, которая по условиям договора доверительного управления является управляющей имуществом, обязана вести раздельный аналитический учет по доходам и расходам, связанным с исполнением договора доверительного управления, и по доходам, полученным в виде вознаграждения от доверительного управления, в разрезе каждого договора доверительного управления». При совершении операций с имуществом, полученным в доверительное управление: доходы и расходы отражаются в соответствии с установленными Главой 25 правилами формирования доходов и расходов (второе предложение абзаца второго статьи 332 НК РФ); доходы учредителя управления и доверительного управляющего по договору доверительного управления формируются в каждом отчетном (налоговом) периоде независимо от того, предусмотрено ли таким договором осуществление расчетов в течение срока действия договора доверительного управления или нет (абзац третий статьи 332 НК РФ); сумма вознаграждения доверительному управляющему признается расходом по договору доверительного управления и уменьшает сумму дохода, полученного от операций с имуществом, переданным в доверительное управление (абзац четвертый статьи 332 НК РФ). Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом закреплены в статье 276 НК РФ, пункт 1 которой предопределяет применение при определении налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом пункта 3 или 4 указанной статьи: «в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи в случае, если по условиям указанного договора выгодоприобретателем является учредитель управления; в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи в случае, если по условиям указанного договора учредитель управления не является выгодоприобретателем». Иных норм, в том числе и приведенных Банком в тексте вопроса[2], пункт 1 статьи 276 НК РФ не содержит. О порядке определения доверительным управляющим доходов и расходов по доверительному управлению имуществом и представлении учредителю управления (выгодоприобретателю) сведений о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой говорится в абзаце втором пункта 2 статьи 276 НК РФ: «Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах …». Исходя из предположения консультантов о том, что Банк является и учредителем доверительного управления и выгодоприобретателем, и нормы пункта 1 статьи 276 НК РФ налоговая база Банка-участника договора доверительного управления имуществом определяется по положениям пункта 3 указанной статьи: «Доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода. Расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), признаются расходами, связанными с производством или внереализационными расходами учредителя управления в зависимости от вида осуществленных расходов». Иными словами, нормы статьи 276 НК РФ, как таковые, формализовано, не содержат условий определения доходов и расходов отдельно по каждому договору. Однако, по сути такое правило, на наш взгляд, вытекает из приведенной выше нормы статьи 332 НК РФ (абзац первый). Таким образом, в рассматриваемой ситуации превалирующее значение принимает положение пункта 4.1[3], которым законодатель дополнил статью 276 НК РФ и в соответствии с которым с 1 января 2011г. убытки от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются (не учитываются) при налогообложении прибыли независимо от того, является ли учредитель управления выгодоприобретателем или нет. Ранее в пункте 4 статьи 276 НК РФ ранее было предусмотрено, что полученные в течение срока действия договора убытки не учитываются ни у выгодоприобретателя, ни у учредителя управления. Аналогичного условия в пункте 3 статьи 276 НК РФ не было, то есть учредитель управления мог учитывать убытки в общем порядке, если он являлся выгодоприобретателем. Этой точки зрения придерживались и специалисты Минфина РФ (например, Письмо от 19.08.2009г. № 03-03-06/2/156, консультация г-на Ю.М.Лермонтова от 23.09.2010г., размещенная в информационно-консультационной базе КонсультантПлюс за № 88788). В соответствии с пунктом 8.4[4] Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного Приказом ФНС РФ № ММВ-7-3/730@ (далее по тексту - Порядок), «По строкам 210 - 230 указываются данные по определению налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом в соответствии с требованием статьи 276 Кодекса. По строке 210 указываются доходы учредителя доверительного управления, полученные в рамках договора доверительного управления в соответствии с пунктом 3 статьи 276 Кодекса, независимо от того, являются ли они для него выручкой от реализации или внереализационными доходами. По строке 220 указываются расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего) в соответствии с пунктом 3 статьи 276 Кодекса, независимо от того, являются ли они для учредителя расходами, связанными с производством или внереализационными расходами. По строке 230 показывается сумма убытков, полученных в отчетном (налоговом) периоде от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаваемых для целей налогообложения учредителя (выгодоприобретателя) доверительного управления в соответствии с пунктом 4 статьи 276 Кодекса». Действительно, как и отмечено Банком в тексте вопроса, ни в форме налоговой декларации, ни в порядке ее заполнения не предусмотрена возможность заполнения данных аналогично данным по реализации амортизируемого имущества. Однако, в по мнению консультантов, исходя из экономической сути содержания пункта 4.1 статьи 276 НК РФ, если заполнять сведения о доходах и расходах (строки 210 и 220 Декларации), исчисленными общими суммами по обеим договорам, не будет обеспечена норма пункта 4.1 статьи 276 НК РФ, запрещающей признание убытка, полученного в течение срока действия договора доверительного управления от использования имущества, переданного в доверительное управление, в целях налогообложения. Рассмотрим эту ситуацию на условном примере.
Из приведенных в примере условных данных о доходах и расходах по определению налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом в соответствии с требованием статьи 276 НК РФ видно, что в случае, когда декларация будет составлена на основании общих сумм доходов и расходов по обоим договорам, налоговая база занижается на сумму убытков, полученных по второму договору. Считаем необходимым обратить внимание Банка на то, что ни в форме декларации, ни в Порядке ее заполнения (пункт 8.4), утвержденных Приказом Минфина РФ № ММВ-7-3/730@ не содержится указания на алгоритм расчета величины показателя, подлежащего отражению по строке 230. По мнению консультантов на основании данных, приведенных в примере, в декларации должно быть показано по строкам: 210 - 100 ед.; 220 - 30 ед.; 230 - 20 ед. Таким образом, по мнению консультантов, на основании указанного выше:
Документы и литература
[1] «При организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего. Для каждого договора доверительного управления должен быть открыт отдельный субсчет к счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в разрезе учредителя управления и выгодополучателя» (пункт 11). [2] «В соответствии с п.1 ст.276 Кодекса доверительный управляющий по каждому договору доверительного управления имуществом раздельно определяет нарастающим итогом доходы и расходы, ежемесячно представляет учредителю управления (Банку) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления при определении налоговой базы при расчете налога на прибыль». [3] Законом № 229-ФЗ введен пункт 4.1 и упразднен вышеупомянутый абзац 3 пункта 4 статьи 276 НК РФ. Данные изменения, исходя из пункта 2 статьи 10 Закона № 229-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2011г. [4] Входит в Раздел VIII «Порядок заполнения Приложения N 3 к Листу 02 "Расчет суммы расходов, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей 264.1, 268, 275.1, 276, 279, 323 Кодекса (за исключением отраженных в Листе 05)" Декларации».
|