Быстрая налоговая реформа Печать
03.10.2012 18:13

Быстрая налоговая реформа

С 1 января 2005 года Россия и Беларусь стали использовать механизм взимания НДС по стране назначения. // Алексей Чубат. Специально для Банкир.Ру

// Алексей Чубат, главный редактор Bankir.Ru

Крупным белорусским производителям, для которых Россия на данный момент является основным торговым партнером, подобная система уплаты налогов на пользу: при экспорте товаров ставка по НДС равна нулю. Однако при отсутствии таможенной границы партнерские отношения между белорусами и россиянами должны быть выстроены на сверхдоверительной основе. Ведь факт экспорта подтверждается уплатой налога фирмой-импортером, иначе товар не считается экспортированным, и экспортер теряет право на нулевую ставку. Поэтому экспортеры и России, и Беларуси, избегая дополнительного риска, стали закладывать НДС в цену. Возможно, это и повлияло на снижение экспорта белорусских товаров в Россию в январе 2005 года. Экспорт снизился по сравнению с прошлогодним показателем на 27%.

Сейчас ставка НДС и в России, и в Беларуси составляет 18%, однако в скором будущем это соотношение может измениться. Несмотря на то, что НДС наполняет 40% российского бюджета, правительство России планирует снизить ставку НДС с 18 до 13%. Сторонники улучшения налогового администрирования уже предлагают механизм снижения НДС: в 2006 году до 16%, в 2007 - до 13. Беларусь же не торопиться со снижением, так как НДС - один из валообразующих налогов в стране. «У нас нет таких доходных поступлений, как в России от естественных монополий и от природных ресурсов, а доходы мы должны обеспечить», - так комментирует данную ситуацию вице-премьер Андрей Кобяков, который курирует вопросы экономики и финансов. Поэтому в следующем году белорусы, скорее всего, будут платить НДС по ставкам выше, чем в России. И, возможно, выше, чем на Украине: Кабинет министров Украины рассматривает возможность отмены налога на добавленную стоимость.

Правила уплаты НДС по стране назначения действуют в странах, участницах Всемирной торговой организации. И для тех, кто хочет вступить в нее, они обязательны. Поэтому для России желание соответствовать международным налоговым стандартам закономерно. Для Беларуси в налоге на добавленную стоимость по стране назначения плюсов также больше, чем при внутренней оплате налога: экспорт из России в Беларусь преобладает над импортом, поэтому прибыль для белорусского бюджета, соответственно, больше. Однако изменение механизма уплаты налога сильно ударило по мелкому бизнесу в Беларуси. Покупая товары, например, на Черкизовском рынке в Москве, индивидуальные предприниматели (ИП), естественно, не оформляют никаких документов. Товары не фиксируются и на границе, потому что Беларусь и Россия - участницы единого таможенного пространства.

До 1 января 2005 года индивидуальные предприниматели были освобождены от уплаты НДС и платили только единый налог. С товаров, которые закупались, например, в России, налог уплачивался по стране происхождения. Появление нового налога возмутило предпринимателей, которых в стране с 10-миллионым населением насчитывается около 180 тысяч. 10 февраля они провели предупредительную забастовку. По данным республиканского общественного объединения предпринимателей «Перспектива», в забастовке по всей стране приняли участие десятки тысяч человек. Основное требование - начать переговоры по вопросам взимания НДС. После забастовки замминистра по налогам и сборам Беларуси Александр Дорошенко провел с представителями предпринимателей двухчасовые переговоры. Итогом переговоров стало создание рабочей группы по урегулированию вопроса с НДС.

Уплата предпринимателями НДС по стране назначения вызывает несколько спорных пунктов. Например, юристы Белорусского союза предпринимателей сомневаются в легитимности требования. Ведь у Беларуси с Россией существует единое таможенное пространство, в рамках которого взимание НДС с индивидуальных предпринимателей не предусмотрено. Еще одна проблема - сложность нового механизма налогового учета. Если выполнять все требования соответствующей инструкции Министерства по налогам и сборам, то ИП нужно брать на работу бухгалтера, считают эксперты БСП. Они предлагают временно отказаться от НДС по стране назначения для ИП, а в качестве компромисса установить несколько увеличенный коэффициент к ставке твердого налога. Переход же к реальному взиманию НДС по стране назначения возможен, по словам БСП, либо после установления таможенной регистрации, либо после создания единой компьютерной базы и системы VAT-codes (коды плательщиков НДС) для Беларуси и России, аналогично той, которая существует в ЕС.

Через две недели после забастовки, 25 февраля, государство сделало шаг навстречу предпринимателям: президент Республики Беларусь подписал указ, согласно которому при ввозе на таможенную территорию Беларуси продовольственных товаров и товаров для детей НДС снижается до 10%. Тем не менее, 1 марта индивидуальные предприниматели, как и планировали, провели вторую забастовку. Акции прошли во всех областных центрах и крупных городах страны. Три тысячи наиболее активных участников собрались на центральной площади страны - Октябрьской, рядом с которой находится Администрация Президента. К присутствующим обратился вице-премьер Андрей Кобяков. Он сказал, что правительство будет оказывать содействие предпринимателям, которые готовы платить налоги и работать прозрачно. Для обеспечения нормального ввоза товаров одним из способов содействия, по его словам, может стать создание оптовых структур с участием самих предпринимателей.

После проведения первомартовской забастовки Министерство по налогам и сборам предложило уплачивать НДС по заявительному принципу, без предоставления документов, подтверждающих стоимость закупленного товара. А десятого марта президент Александр Лукашенко посетил торговый центр «Максимус» в Минске. В своем разговоре с предпринимателями он высказал мнение, что быстрое введение налога, без подготовительного этапа, является одной из недоработок правительства. Самим предпринимателям президент посоветовал создать при каждом рынке совет для коммуникации с местной властью. Властям же дано указание: любую обоснованную претензию предпринимателей рассматривать быстро. По итогам разговора решено принять в середине апреля комплексный нормативный акт, который снимет противоречия по НДС.

Реформирование налоговой системы в Беларуси наскоком не получилось, и отсутствие подготовительного этапа вылилось в проблемы и для предпринимателей, и для государства. Разумеется, НДС с товаров промышленности, импортируемых Россией в Беларусь, более значителен для экономики республики, чем НДС с предпринимателей. Тем не менее, эту ношу было решено взвалить и на них. Однако недовольство представителей малого бизнеса, возникновение социальной напряженности привело к тому, что власть пошла навстречу индивидуальным предпринимателям. Приведет ли это к компромиссу, покажет ближайший месяц.