Международные тенденции в развитии бухгалтерской профессии Печать
08.10.2012 11:45

Международные тенденции в развитии бухгалтерской профессии

Конец ХХ века ознаменовался серией финансовых кризисов, имевших место в ряде стран и регионов, а также громких скандалов, связанных с деятельностью некоторых крупных компаний и аудиторских фирм. Это послужило одной из причин того, что в 1999 году министры финансов «большой семерки» основали «Форум финансовой стабильности» (Financial Stability Forum, FSF), в состав которого вошли представители национальных министерств финансов, центральных банков, других правительственных организаций, занимающихся регулированием финансовых рынков, а также некоторых международных институтов. // А.Н. Романов, президент ИПБ России; О.М. Островский, генеральный директор ИПБ России; В.В. Ковалев, член президентского совета ИПБ России. Методический журнал "МСФО и МСА в кредитной организации". № 2/2004

// В.В. Ковалев, главный редактор, О.М. Островский, генеральный директор ИПБ России, А.Н. Романов, президент ИПБ России; "МСФО и МСА в кредитной организации"

В решениях Форума было отмечено, что ситуация в финансовой сфере может быть стабилизирована и защищена в будущем от подобных кризисных явлений только в том случае, если будут предприняты системные действия. В результате были сформулированы около 60 правил поведения, или стандартов, двенадцать из которых были названы критически важными, позволяющими обеспечить релевантность публичных данных, транспарентность (то есть прозрачность) монетарной и фискальной политики, устойчивость функционирования рынков капитала и эмиссии ценных бумаг, достаточность мероприятий, противодействующих «отмыванию» денег и др. В число упомянутых двенадцати правил вошли и регулятивы, непосредственно связанные с бухгалтерской профессией, с представлением публичных отчетных данных. В частности, это:
- Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB);
- Международные стандарты аудита, разрабатываемые Советом по Международным стандартам аудита (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB);
- принципы корпоративного управления в трактовке Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD);
- базовые принципы эффективного банковского надзора;
- цели и принципы регулирования рынков ценных бумаг в трактовке Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);
- базовые принципы страховой деятельности, выпущенные Международной ассоциацией страховщиков (International Association of Insurance Supervisors, IAIS);
- принципы трактовки финансовой несостоятельности (банкротства), разрабатываемые Всемирным банком (World Bank).
Эти и другие мероприятия и инициативы в области финансов и учета привели в последние годы к резкому изменению ситуации с международными стандартами финансовой отчетности и аудита, а также с деятельностью международных и национальных институтов в области финансов, бухгалтерского учета и аудита - роль и значимость стандартов и международных институтов, занимающихся их разработкой, существенно повысились.
Политика в области учета и аудита в международном контексте в значительной степени определяется Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC), которая была создана в 1977 году и в на стоящее время объединяет 156 национальных бухгалтерских организаций (институтов) из 114 стран мира, представляющих в общей сложности более 2,4 млн бухгалтеров. Это единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования.
Наибольшее представительство в IFAC имеют:
- США (представлены три института общей численностью свыше 380 тыс. членов);
- Великобритания (представлены пять институтов общей численностью свыше 290 тыс. членов);
- Бразилия (представлены два института общей численностью около 140 тыс. членов);
- Канада (представлены три института общей численностью около 125 тыс. членов);
- Индия (представлены два института общей численностью около 120 тыс. членов);
- Австралия (представлены два института общей численностью около 95 тыс. членов);
- Италия (представлены два института общей численностью около 90 тыс. членов);
- Китай (представлен Китайский институт сертифицированных публичных бухгалтеров с численностью около 60 тыс. членов);
- Турция (представлены два института общей численностью около 60 тыс. членов);
- Аргентина (представлен один институт с численностью около 40 тыс. членов);
- Германия (представлены два института общей численностью около 35 тыс. членов);
- Франция (представлены два института общей численностью около 30 тыс. членов).
Оценивая приведенные данные, несложно понять, что национальные институты не гонятся за численностью; если можно так сказать, цель каждого такого института заключается в формировании бухгалтерской элиты, то есть высокопрофессиональных специалистов, не только владеющих фундаментальными знаниями в области учета, финансов и аудита, но и знакомых с современной проблематикой в этих областях и, главное, постоянно совершенствующих свой образовательный и профессиональный уровнень. Эта идея настойчиво пропагандируется мировым бухгалтерским сообществом; намерен следовать ей и Институт профессиональных бухгалтеров России, который, как известно, является единственной российской общественной организацией в области учета и аудита, имеющей полное членство в IFAC с 2001 года.
IFAC представляет собой весьма мощную структуру в плане развития идеологии учета и аудита, что касается непосредственного финансирования соответствующих проектов, то следует признать, что финансовые возможности Федерации не столь велики. Кроме того, считается, что разработка не может быть узурпирована одними лишь бухгалтерами, по определению в этой работе должны принимать участие представители финансовых кругов. Однако повторим, в идеологическом плане роль Федерации исключительно весома - международные аудиторские стандарты, кодекс профессиональной этики и международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IFAC. Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по Международным стандартам финансовой отчетности.
Две трети доходной части бюджета IFAC формируется за счет членских взносов, при этом две трети поступлений приходится на восемь стран (США, Великобритания, Канада, Австралия, Япония, Франция, Германия, Италия), а наибольший вклад делают США (22% общей суммы членских взносов) и Великобритания (15,4%).
Расходы IFAC в 2002 году составили 7,5 млн долл.; на 2003 год был запланирован их рост до 9,4 млн долл. Поскольку не все члены IFAC регулярно платят взносы, пять институтов, представляющих Грецию, Македонию, Парагвай, Перу и Венесуэлу, рекомендованы к исключению из IFAC. Кроме того, изменяется система исчисления величины годовых взносов: основой для расчета будут служить два показателя: (1) численность членов национального института и (2) валовой национальный доход на душу населения в данной стране. При расчете суммы членских взносов будут вводиться поправочные коэффициенты, не позволяющие: (а) одной стране формировать более 25% бюджета IFAC и (б) опускаться годовому взносу института (страны) ниже минимального предела, установленного в настоящее время в размере 1000 долл.
На состоявшемся в Гонконге Всемирном конгрессе бухгалтеров (18-21 ноября 2002 г.) президент IFAC Рене Риколь объявил о необходимости проведения реформы IFAC, предполагающей уход от традиционной схемы само-
регулирования бухгалтерской профессии к смешанной схеме, когда работа Федерации и профессии в целом строится с учетом рекомендаций и требований общественности, то есть лиц и организаций, не являющихся бухгалтерами, но заинтересованных в результатах труда бухгалтеров. В частности, подразумевалось установление более тесных отношений и координации усилий в области учета и аудита с регуляторами финансовых рынков, которые, как правило, являются государственными организациями. Цель реформы IFAC - предоставить дополнительные свидетельства в том, что деятельность Федерации в полной мере соответствует публичным интересам и, в частности, ведет к разработке высококачественных стандартов и методик учета и аудита и усилению роли профессиональной этики, а также к повышению эффективности функционирования рынков капитала.
Основными направлениями работы IFAC на ближайшие годы будут:
- интенсификация разработки стандартов учета и аудита;
- укрепление контактов с национальными регуляторами финансовых рынков;
- усиление значимости кодекса профессиональной этики;
- внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров.
Международные стандарты
в области практики бухгалтерского учета и аудита
Как известно, имеются три набора стандартов, понимаемых как рекомендательные регулятивы, содержащие описание принципов и технологии ведения учета и предоставления доказательных аргументов в отношении достоверности и непредвзятости публичных отчетных данных:
(а) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
(б) Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС);
(в) Международные стандарты аудита (МСА).
Системообразующая роль в этой совокупности профессиональных регулятивов, безусловно, принадлежит МСФО.
Основная проблема с международными стандартами заключается в том, что они носят рекомендательный характер. Кроме того, являясь результатом взаимного компромисса многих участников процесса разработки, нередко придерживающихся разных взглядов на содержание того или иного стандарта, международные учетные стандарты представляют собой достаточно широкое и общее описание рассматриваемых ими проблем и способов решения этих проблем.
Сравнивая МСФО и национальные стандарты, многие специалисты отмечали наличие двух критических моментов. Первый заключался в относительно прохладном отношении к стандартам со стороны международных и национальных регуляторов финансовых рынков. Иными словами, например, Нью-Йоркская фондовая биржа отдавала предпочтение американскому GAAP, то есть представление отчетности, составленной в соответствии с МСФО, не считалось достаточным для того, чтобы данная компания была включена в листинг биржи. В последние годы эта проблема, по многим причинам казавшаяся непреодолимой, начала решаться; в частности, получил широкую поддержку мировой бухгалтерской профессии так называемый проект конвергенции моделей бухгалтерского учета.
Суть проекта - в интенсификации процесса сближения учетных моделей, выражающегося фактически в сближении систем национальных стандартов с МСФО (International Financial Reporting Standards, IFRS). Поскольку во многих странах американские бухгалтерские стандарты (US GAAP) рассматриваются как некий образец международных стандартов, процесс конвергенции в значительной степени сводится к сближению US GAAP и МСФО . Проблема противоречия между IFRS и US GAAP коренится в различии подходов к сути и логике регулирования, исповедуемых в рамках соответственно континентальной и англо-американской моделей учета (заметим, что по этому вопросу Великобритания находится на позициях континентальной школы). Представители континентальной школы считают, что в основе стандартов должны быть принципы с ограниченными указаниями по их применению; американцы ратуют за правила с более детализированными указаниями по их применению. Континентальный подход базируется на исповедуемой британскими специалистами концепции достоверности и непредвзятости (true and fair view), американский подход предполагает более жесткую регулируемость и заданность (не случайно британцы имеют около трех десятков национальных стандартов, а американцы около 160). Выработка общей позиции в отношении конвергенции моделей бухгалтерского учета осуществляется главным образом путем координации и тесного взаимодействия экспертов IASC и IOSCO (заметим, что именно последняя организация выражает акцентированную точку зрения на стандарты учета и отчетности с позиции регуляторов и участников фондовых рынков).
Второй критической точкой в признании МСФО в качестве унифицированных регулятивов является отсутствие подробных интерпретаций, имеющих целью дать примеры приложения стандартов к конкретным ситуациям (считается, что по этому параметру наиболее хороши американские стандарты). Разработка интерпретаций была признана одним из приоритетных направлений деятельности IASC уже давно, но лишь в 1996 году было принято решение о создании в рамках IASC постоянного комитета по интерпретации стандартов (Standing Interpretations Committee, SIC). Эта работа будет существенно интенсифицирована в ближайшие годы. Чтобы интенсифицировать работу по стандартизации учета и отчетности, специалисты IFAC и IASC приняли решение о существенной реструктуризации Комитета и повышении его финансовой независимости, что привело к формированию Совета по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board, IASB), основной задачей которого в настоящее время является переработка действующих стандартов (МСФО) в соответствии с рекомендациями экспертов IFAC и IOSCO.

Международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров

Международная федерация бухгалтеров (IFAC) определила свою миссию как «развитие и повышение значимости бухгалтерской профессии в международном контексте в соответствии с гармонизированными стандартами, обеспечивающими предоставление профессиональных услуг высокого качества и отвечающими интересам пользователей». Одним из условий, обеспечивающих достижение поставленной цели, является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообществом, а с другой - не противоречили бы соответствующим национальным регулятивам стран - членов IFAC. Надобность в подобном унифицировании требований к профессиональной подготовке бухгалтеров особенно актуализировалась после имевшей место череды финансовых скандалов в отношении достоверности публичной отчетности ряда крупных фирм и как результат все более набирающего темпы процесса взаимопроникновения национальных экономик, проявляющегося в глобализации и интернационализации рынков товаров и факторов производства (в особенности рынков капитала), в расширении масштабов деятельности транснациональных корпораций.
Как известно, подготовка бухгалтеров в различных странах осуществляется по-разному; имеется в виду, что в этом процессе могут быть задействованы как институты системы общего образования (прежде всего университеты, институты, колледжи), так и профессиональные (т.е. общественные, негосударственные) институты. Если в странах с развитой экономикой (например, в США, Великобритании и др.) профессия бухгалтера присваивается лишь профессиональными институтами, то в некоторых странах бывшего социалистического лагеря бухгалтеров традиционно готовят в университетах, институтах, колледжах, техникумах и др.
Так, в США одной из наиболее желаемых сертификаций в профессиональной бухгалтерской среде является титул «сертифицированный публичный бухгалтер» (Certified Public Accountant, СРА). Этот титул присваивается соискателю после обучения по специальной программе в Американском институте сертифицированных публичных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA), сдачи соответствующих квалификационных экзаменов, прохождения надлежащей практики в аккредитованных фирмах и подписания Кодекса этики. Звание «сертифицированный публичный бухгалтер» является профессиональным титулом и свидетельствует о том, что его обладатель является членом AICPA и имеет право предлагать публике свои профессиональные услуги в качестве бухгалтера или аудитора. Этот титул используется в США с 1894 года, а в 1895 году он был утвержден специальным биллем Сената США, вступившим в законную силу с 1896 года AICPA является наиболее авторитетной неправительственной профессиональной организацией, представляющей бухгалтерское (в том числе и аудиторское) сообщество в США. Звание CPA было изобретено американцами после того, как их британские коллеги воспротивились использованию в США звания «присяжный бухгалтер» (Chartered Accountant, CA), право на которое принадлежит старейшему в мире (основан в 1854 году) Институту присяжных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland, ICAS).
Иными словами, в США нельзя получить титул бухгалтера, окончив обычный классический университет. Напротив, например, в России профессия «бухгалтер» тем или иным образом отражается в дипломе, который получает выпускник университета, института, техникума и т.д. Лишь в последние годы с созданием Института профессиональных бухгалтеров России появилась практика присвоения титула «профессиональный бухгалтер» как аналог титулов «сертифицированный публичный бухгалтер» (США), «присяжный бухгалтер» (Шотландия) и др. Однако до настоящего времени в силу национальной традиции и специфики подготовки профессиональных кадров через систему общепрофессионального образования отношение к титулу «профессиональный бухгалтер» достаточно специфическое. Безусловно, с течением времени и по мере реализации процесса передачи ряда функций в области регулирования и методологии бухгалтерского учета и аудита от Министерства финансов саморегулируемым общественным организациям (например, Институту профессиональных бухгалтеров России) ситуация изменится и будет иметь место некий аналог тому положению, которое имеет место в странах англо-американской модели бухгалтерского учета.
Поскольку англо-американская идея профессиональной сертификации (то есть признания соискателя бухгалтером профессиональным сообществом в лице соответствующего Института, объединяющего носителей этого титула) получает все более широкое распространение, в отдельных странах (например, в России) пытаются согласовать оба варианта подготовки бухгалтеров - как через систему высшего и среднего специального образования, так и через систему профессиональной подготовки бухгалтера.
Отдавая себе отчет в том, что национальные особенности подготовки бухгалтеров в той или иной степени сохранятся еще на долгие годы и добиться абсолютной унификации по этому вопросу вряд ли когда-нибудь удастся, специалисты IFAC в известном смысле пошли на компромисс и в своих стандартах подготовки бухгалтеров изложили лишь наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, и рекомендации в отношении набора знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер. Эти требования и рекомендации изложены в семи международных образовательных стандартах (International Education Standards, IES):
- IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;
- IES 2 «Содержание программ профессионального образования»;
- IES 3 «Профессиональные навыки»;
- IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;
- IES 5 «Требования к практической подготовке»;
- IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;
- IES 7 «Система непрерывного профессионального образования».
Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях:
- образовательные и профессиональные знания;
- практический опыт;
- система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков.
В стандартах определяются области знаний, которые должны найти отражение в конкретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержательного наполнения предметов; имеется в виду, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов. Вместе с тем предполагается, что основная терминология в отношении как собственно предметов, так и базовых их разделов трактуются в общепринятом в экономически развитых странах ключе.
Важно подчеркнуть, что IFAC не стал настаивать на безусловном следовании англо-американской практике профессиональной сертификации, а выбрал комбинированный вариант, в котором есть место как университетскому образованию, так и специальным программам сертификации. Так, в ст. 28 Введения к Международным образовательным стандартам указывается: «…Профессиональное образование может быть получено одновременно с общим, то есть во время прохождения университетского курса или другой программы обучения, которые приводят к получению профессиональной бухгалтерской квалификации. Как альтернатива, профессиональное образование может быть получено в ходе дополнительного обучения по завершении полного курса обучения по другой программе в системе высшего образования». Заметим, что в разделе «Глоссарий» документа «Концептуальные основы международных образовательных регулятивов» указывается, что под системой высшего образования понимаются в основном университеты и колледжи, а согласование университетской и профессиональной программ может быть осуществлено путем зачета отдельных дисциплин, прочитанных в университете (колледже) в случае, если содержание прочитанного курса соответствует требованиям, предъявляемым к нему экспертами профессионального института. Подобная практика уже апробирована в ряде стран. Так, в Шотландии все университеты, предлагающие бакалаврские и магистерские программы в области учета, согласовывают соответствующие разделы своих учебных планов с Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии. Делается это путем передачи в Институт пакета документов, содержащего подробные рабочие программы базовых курсов (финансовый учет, управленческий учет, финансовый менеджмент, аудит и др.), кейсы, учебные примеры, тесты. Это позволяет повысить органичность взаимоувязки принципов академического и профессионального образований и облегчает вхождение выпускников университетов в практический учет и аудит. Таким образом, речь идет о не том, чтобы передать университетам право профессиональной сертификации специалистов (это невозможно по определению, поскольку одним из ключевых элементов процесса подготовки является получение практических навыков на соответствующих участках учетно-финансовых работ в фирмах, имеющих, как правило, аккредитацию в профессиональном институте), а о том, чтобы вовлечь институты общего образования в процесс сертификации, обеспечить согласование учебных планов и программ, предложить университетам строить свои программы таким образом, чтобы отдельные их модули можно было перезачитывать в том случае, если выпускник университета в будущем вознамерится получить квалификацию профессионального бухгалтера.
Содержательное наполнение профессионального образования представлено в стандарте IES 2 в виде трехмодульной структуры, содержащей перечень рекомендованных IFAC предметов:
Модуль 1. Бухгалтерский учет, финансы и корреспондирующие с ними знания
1. Финансовый учет и отчетность.
2. Управленческий учет и контроль.
3. Налогообложение.
4. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
5. Аудит.
6. Финансы и финансовый менеджмент.
7. Профессиональные ценности и этика.
Модуль 2. Организация и ведение бизнеса
1. Экономика.
2. Бизнес-среда.
3. Управление корпорацией.
4. Этика бизнес-отношений.
5. Финансовые рынки.
6. Количественные методы.
7. Бихевиористские аспекты деятельности фирмы.
8. Стратегические решения в системе менеджмента.
9. Маркетинг.
10. Международный бизнес и проблемы глобализации.
Модуль 3. Информационные технологии
1. Основы информационных технологий.
2. Информационные технологии контроля профессиональных знаний.
3. Информационные технологии контроля профессиональной компетентности.
4. Информационные технологии контроля компетентности специалистов как пользователей бухгалтерской информации.
5. Участие и роль отдельных групп специалистов в разработке информационных технологий.
Следует подчеркнуть несколько особенностей в связи с внедрением новой идеологии в подготовке и сертификации профессиональных бухгалтеров.
Во-первых, предлагаемые IFAC стандарты будут введены в действие с 1 января 2005 г. Иными словами, национальные институты бухгалтеров и аудиторов имеют определенное время для переработки собственных программ обучения и приведения их в соответствие с рекомендациями IFAC.
Во-вторых, приведенная структура учебной программы является унифицированной, то есть распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. Заметим, что в данном случае в неявном виде предполагается следование концепции англо-американской бухгалтерской школы, согласно которой квалификация «бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая категория, нежели квалификация «аудитор». В частности, в Великобритании аудит рассматривается как специфический механизм в системе учета в фирме, посредством которого осуществляется контроль за использованием ее ресурсов в интересах всех лиц, имеющих заинтересованность к деятельности данной фирмы. В США несколько институтов (то есть профессиональных негосударственных ассоциаций бухгалтеров) решают вопросы регулирования учета и представительства бухгалтерской профессии в других сегментах экономики, причем можно выделить три ключевые сферы в области учета и аудита, в каждой из которых доминирует один из институтов: - финансовый учет и аудит;
- управленческий учет;
- внутренний аудит.
Область финансового учета и аудита находится под контролем Американского института сертифицированных публичных бухгалтеров (AICPA). Этот институт формально создан в 1916 году, хотя считается, что он ведет свое начало от Американской ассоциации публичных бухгалтеров (American Association of Public Accountants, AAPA), зарегистрированной в 1887 году. В 1959 году он изменил свое название на AICPA. Именно AICPA (т.е. сами бухгалтеры) разрабатывает, внедряет правила учета и следит за их исполнением. Политику в области управленческого учета определяет Институт управленческого учета (The Institute of Management Accountants, IMA), а область внутреннего аудита контролируется Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, IIA). Заметим, что AICPA и IMA имеют полное членство в IFAC, а IIA является аффилированным членом Федерации; иными словами, понятие «профессиональный бухгалтер» в трактовке IFAC распространяется на всех членов американских институтов.
Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. То обстоятельство, что все национальные институты, определяющие политику в области аудита в данной стране, входят в состав IFAC, как раз и говорит о том, что предложенный Федерацией подход к сертификации специалиста распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. Что касается России, то, строго говоря, начиная с 2005 года под формальное определение профессионального бухгалтера, то есть специалиста, имеющего отношение к международной практике учета и аудита, будут подпадать лишь члены ИПБ России.
В-третьих, даже общая оценка структуры и предметного наполнения программы сертификации в трактовке IFAC с очевидностью позволяет сделать вывод о том, что в международном контексте проводится исключительно существенное различие между бухгалтером как высокопрофессиональным специалистом и рядовым работником в области учета (назовем его условно счетоводом). Владение рутинной техникой бухгалтерских записей, даже подкрепленное продолжительным стажем работы в области учета, не является определяющим для получения квалификации «профессиональный бухгалтер». Дело в том, что тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе - профессиональный бухгалтер) рассматривается как непременный и активный участник процесса управления хозяйствующим субъектом, в особенности в области финансовой политики. Вот почему мы видим в программе акцент на финансы, менеджмент, бихевиоризм, информационные технологии. Естественно, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.
В-четвертых, в образовательных стандартах IFAC введены понятия пре- и постквалификационных периодов, смысл которых заключается в том, чтобы национальные институты разработали собственные механизмы контроля за соответствием претендентов на титул «профессиональный бухгалтер» или носителей этого титула тем образовательным, профессиональным и этическим требованиям, которые декларированы в IFAC и в национальном институте. Членами института могут быть лишь те специалисты, которые действительно подтверждают свой высокий профессиональный уровень (повышают квалификацию, принимают участие в работе региональных подразделений, надлежащим образом исполняют свои финансовые обязательства и др.).
В заключение отметим, что одна из целей ИПБ России - способствовать признанию отечественной системы профессиональной сертификации международными организациями, что автоматически предполагает, как минимум, учет рекомендаций IFAC по организации системы подготовки профессиональных кадров. ИПБ России планирует в ближайшее время приступить к созданию рабочих программ в соответствии с приведенным перечнем, а также представить в Минобразование России и УМО по бухгалтерским и финансовым специальностям предложения по модернизации учебных планов.