Home МФСО Деятельность кредитных организаций и МСФО
Деятельность кредитных организаций и МСФО PDF Печать E-mail
29.08.2012 18:03

Деятельность кредитных организаций и МСФО

Полный текст всех Международных стандартов финансовой отчетности представляет собой объемистую книгу (порядка 1000 страниц текста и таблиц). Регулярно в существующие стандарты вносятся изменения и дополнения (иногда значительные по объему), принимаются новые. При этом основы и принципы, заложенные в МСФО изначально, остаются постоянными. // А.В. Суворов, к.э.н., МГТА. Методический журнал "Внедрение МСФО в кредитной организации" № 1/2005

// А.В. Суворов, главный редактор

Особенности международных стандартов, имеющих отношение к деятельности кредитных организаций

Международные стандарты в той интерпретации, в которой они рассматриваются сегодня в России, относятся к отчетности и не регулируют учет как таковой. Однако они определяют и дают толкование базовых понятий, поэтому в случае использования в бухгалтерском учете понятий, отличных от приведенных в стандартах, даже путем многочисленных корректировок создание отчета будет почти невозможно. Таким образом, ведение учета на основе принципов и понятий, заложенных в МСФО, для кредитных организаций не только желательно, но и с недавних пор во многих случаях обязательно. МСФО имеют свой словарь терминов и определений.

При переходе российских кредитных организаций на Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности за основу принимаются стандарты, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира.

Следует также учесть, что международные стандарты унифицируют такие основополагающие требования бухгалтерского учета, как:

- содержание отчетности;

- критерии внесения в отчетность различных ее элементов;

- правила оценки элементов отчетности;

- объем предоставляемой в отчетности информации.

В МСФО нашли свое отражение все важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и другие. Каждый стандарт содержит следующую информацию:

- объект учета: дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;

- признание объекта учета: дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;

- оценка объекта учета: приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;

- отражение в финансовой отчетности: раскрывается информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Однако возникает вопрос о том, все ли МСФО применимы в банковской отчетности. Базельский комитет по банковскому надзору по просьбе министров финансов и руководителей центральных банков промышленно развитых стран в 2000 году проанализировал 15 Международных стандартов финансовой отчетности, имеющих, по мнению Комитета, самое непосредственное отношение к банкам, среди которых специалисты уделили особое внимание МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовых отчетах банков и аналогичных финансовых учреждениях» и МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

В итоге специалисты определили несколько направлений совершенствования МСФО 30, а для раскрытия сложных вопросов применения МСФО 39 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности сформировал специальный подкомитет для подготовки методических указаний по его применению.

Применение МСФО в банках является новым не только для России, но и для банковских систем других стран, причем применение этих стандартов осуществляется в ходе совершенствования самих стандартов, которые за рубежом в целом используются в различных секторах экономики, в том числе и в банковском. Заметим, что Россия официально не присоединилась к странам, использующим МСФО. Таким образом, банковскому сектору России предоставлено право первому сделать шаг по пути к этому присоединению.

Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях при переходе на МСФО

Бухгалтерский учет в кредитных организациях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе этих организаций, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Бухгалтерский учет ведется банком непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и с учетом международной практики основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

- формирование полной, детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, акционерам (участникам) организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении кредитной организацией банковских и хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением активов и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов деятельности кредитной организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

- использование бухгалтерского учета и финансовой отчетности для принятия управленческих решений.

Учет в банках тесно связан с учетом в различных отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банками операции по кредитованию, расчетам и т.д. находят свое отражение в бухгалтерском учете банков, предприятий и других хозяйствующих субъектов. Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и организаций и показывают сумму полученных банковских кредитов. В то же время денежные средства предприятий и организаций на расчетных, текущих идругих счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка - по пассиву.

Пользователи финансовой информации

Пользователями согласно международным стандартам могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, клиенты и органы власти, а также общественность в целом. Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, могут иметь различные интересы (инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности своих фактических и планируемых инвестиций; кредиторы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены ссуды, предоставленные ими кредитной организации, и выплачены соответствующие проценты; органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций распределения ресурсов, разработки и реализации общегосударственной политики, ведения статистического учета; общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе кредитной организации в повышении благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях).

Поскольку интересы пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме, а собираемая учетная информация предназначена для удовлетворения наиболее общих потребностей.

Что касается информации для внутренних пользователей, цель бухгалтерского учета в соответствии с МСФО состоит в формировании информации, полезной руководству кредитной организации для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению кредитной организации, результатам ее деятельности, изменениям в финансовом положении.

Особенности и порядок проведения аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО

Организация, проводящая аудит финансовой отчетности на предмет ее соответствия МСФО, должна иметь среди своих сотрудников специалистов с дипломами международнопризнанных бухгалтерских и аудиторских компаний. Такие дипломы должны быть у руководителя аудиторской компании, его заместителя и у двух-трех специалистов, отвечающих за управление рисками и качество подготовки аудиторского заключения. Кроме того, рекомендуется, чтобы руководитель аудиторской компании и его заместитель одновременно являлись бы и ее собственниками: предполагается, что тем самым они будут отвечать за подпись под заключением всем своим имуществом. Однако специалистов-аудиторов с международными дипломами в России очень мало, к тому же не все руководители компаний находят время на сдачу экзаменов и не все они (хотя и большинство) являются собственниками компании. Сегодня таким условиям соответствуют лишь аудиторские компании «большой четверки», услуги которых стоят от $150 тыс. (заключение российского аудитора - около $20 тыс.).

Трудности аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, связаны с несовершенством нормативной базы. Министерство финансов Российской Федерации уже достаточно давно занимается разработкой нормативных документов, касающихся реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Однако и у него порой возникают вопросы, связанные с несовершенством нормативной базы. Так, например, в тексте Федерального закона «О бухгалтерском учете» в п. 1 ст. 5 говорится, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется правительством Российской Федерации. В п. 2 этой статьи сказано, что органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления отчетности;

- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

- положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Поскольку данной статьей не установлено иное, есть основание полагать, что все органы, занимающиеся регулированием бухгалтерского учета, могут это делать только в том случае, если это право им предоставлено соответствующим федеральным законом.

Планирование, организация и проведение аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются на основании Федерального закона от 07.08.2001
№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и соответствующими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Основной целью аудита подготовленной в соответствии с российским законодательством бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности банка за год, закончившийся 31 декабря 2004 года, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета.

По результатам каждого этапа проверки представляется аудиторский отчет, а по окончании проверки - аудиторское заключение по финансовой отчетности банка за 2004 год.

Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках), изложенным в Федеральном правиле (стандарте) № 6 «Аудиторское за-ключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Предполагаемый срок предоставления годового аудиторского заключения и подписания годовой публикуемой отчетности - 15 мая 2005 года. Следует отметить, что годовое аудитор-ское заключение может быть выдано, а отчетность, предназначенная для публикации, подписана аудитором только после предоставления банком аудиторской фирме оригинала годовой бухгалтерской отчетности с отметкой Банка России в объеме, установленном соответствующими нормативными актами, и предоставления форм публикуемой отчетности, составленных банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Детализированный отчет, представляемый по результатам каждого этапа проверки, носит конфиденциальный характер и служит исключительно для того, чтобы привлечь внимание руководства банка к имеющимся недостаткам, а также указать отдельные способы их исправления. Составление такого отчета не является обязательным, а зависит исключительно от стиля работы аудиторской фирмы.

Все обнаруженные недостатки действующей системы внутреннего контроля, отклонения в учете и отчетности от установленного порядка и ошибки, влияющие на характер предполагаемого аудиторского заключения, могут сообщаться как в ходе проверки, так и по ее окончании, поскольку они включаются в содержание письменных отчетов. На начальном этапе проверки аудиторы активно взаимодействуют с сотрудниками бухгалтерии и службы внутреннего контроля. Практические вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, разрешаются совместно с руководством различных отделов, руководителем службы внутреннего контроля и главным бухгалтером. По окончании проверки аудиторское за-ключение обсуждается с руководством банка.

Грамотное проведение аудиторской проверки, надежность и полезность ее результатов зависят от помощи сотрудников банка и поддержки работы аудиторов. Аудиторы рассчитывают получить все необходимые документы и сведения, на которые можно опереться при подготовке заключения.

Аудиторы, как правило, гарантируют безу-словную конфиденциальность всей полученной в ходе проверки информации о банке, а также то, что она не будет использована ими или передана третьим лицам без предварительного письменного разрешения руководства проверяемого банка (исключение составляют случаи раскрытия конфиденциальности информации по решению суда или в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Стоимость оказываемых услуг, как правило, определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок задействованных специалистов в соответствии с уровнем квалификации по-следних.

Тарифы на оказание сопутствующих аудиту услуг зависят от объема и сложности решаемых задач и устанавливаются по согласованию сторон. Характер и трудоемкость аудиторской проверки зависят от предварительной оценки применяемой банком системы внутреннего контроля и учета, обеспечивающей тот или иной уровень надежности финансовой информации, а также от масштабов и сложности деятельности банка. Окончательная стоимость договора на оказание аудиторских услуг, а также сроки проведения аудиторской проверки согласуются в ходе переговоров.

Основной целью аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, является формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех существенных отношениях финансового состояния банка за год, результатов его операционной деятельности и движения денежных средств за отчетный период в соответствии с МСФО.

Аудит финансовой отчетности по МСФО проводится в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита в отношении объ-ема аудиторских процедур, видов тестов и формата предоставляемого заключения.

По результатам аудита банку предоставляются следующие документы:

- Аудиторское заключение за год, закончившийся 31 декабря 2004 года;

- Письмо по вопросам управления.

На данный момент, пока учет ведется в соответствии с Российскими положениями по бухгалтерскому учету, Банк России недавно ввел следующие изменения в нормативную базу: при составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО российская финансовая отчетность используется в качестве базовой. Для приведения ее в соответствие с МСФО осуществляется ряд трансформационных процедур. Таким образом, аудиторы могут одновременно предоставлять следующий комплекс услуг:

- аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российским законодательством, за 2004 год;

- аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, за 2004 год;

- консалтинговые услуги по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Влияние МСФО на результаты работы кредитной организации

Результаты аудиторских проверок банков, составляющих свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, свидетельствуют об устойчивой тенденции роста этих банков по таким показателям, как «Собственный капитал», «Активы» и «Чистая прибыль». Как показало проведенное исследование, успешные результаты работы этих банков обусловлены тем, что в процессе кредитования они основное внимание уделяют анализу и управлению рисками. В то время как средний уровень риска кредитных операций в большинстве российских банков составляет порядка 30%, в банках, составляющих отчетность в соответствии с требования МСФО, риск кредитного портфеля не превышает 10%.

В России к началу 2004 года отчетность по МСФО составляли около 120 банков. Фактически эти банки охватывали 70% активов всего банковского сектора и капитала, причем для проверки соответствия составленной отчетности требованиям МСФО эти банки привлекали международные аудиторские компании. Как показывает опыт, эти банки высоко оценивают помощь аудиторов международных компаний в области независимого анализа внутрибанковских процессов и процедур. За время работы по подготовке составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО банки, как правило, получают целый ряд рекомендаций по совершенствованию отдельных сфер управления (таких, как оптимизация организационной структуры банка, совершенствование управления филиальной сетью, развитие системы внутреннего контроля, безопасность и совершенствование информационных технологий, оптимизация клиентской политики). Кроме того, у персонала банков появляется возможность повысить свою квалификацию за счет изучения МСФО и методов составления отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов.

Успешным результатам работы таких банков также способствует стремление инвестировать значительные финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры, позволяющей обеспечить доходность и стабильность деятельности в долгосрочной перспективе. Инфраструктура этих банков включает консалтинговую, страховую и лизинговую сферы деятельности, клиринговые центры по расчетам в сфере топливно-энергетического комплекса и целый ряд других видов деятельности, для участия в которых эти банки создали собственные компании. Главная цель и преимущество созданной при этих банках инфраструктуры заключаются в комплексном обслуживании клиентов в интересах эффективного развития бизнеса.

Несмотря на то что базовый принцип
МСФО - принцип приоритета содержания над формой - использовался банками при составлении управленческой отчетности и принятии решений и до момента составления отчетности в соответствии с МСФО, ценность опыта работы с международными аудиторскими компаниями трудно переоценить.

В частности, для устранения наиболее серьезных расхождений между РПБУ и МСФО необходимо ввести учет доходов и расходов по методу начислений, доработать правила учета ценных бумаг, а также правила учета имущества и начисления амортизации.

Гораздо более серьезной проблемой, с которой сталкиваются банки при составлении отчетности по МСФО, является проблема несоответствия некоторых подходов, заложенных в Налоговом кодексе РФ, принципам международных стандартов. В частности, МСФО предполагают весьма консервативный подход к формированию банками специальных резервов и оценке получаемой прибыли. Напомним, что согласно МСФО доход может признаваться только в том случае, если он реально получен или нет никаких сомнений в том, что он будет получен в будущем. В то же время налоговое законодательство Российской Федерации стоит на позициях чрезмерного оптимизма в отношении будущих доходов (с 2002 года в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль принимаются наращенные проценты к получению по ссудам, выданным банками). Кроме того, в соответствии с действующим налоговым законодательством в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не включается существенная часть формируемых банками специальных резервов, а именно: резервы на потери по ссудам первой группы риска. Определенные расхождения с принципами МСФО наблюдаются также в законодательно установленных правилах амортизации.

При наличии такого рода расхождений между налоговым законодательством, РПБУ и принципами МСФО отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, может оказаться лишь еще одним видом внешней отчетности банков. Практические результаты перехода на МСФО в значительной степени зависят от позиции Банка России и аудиторских компаний, использующих собственные методологии проверки отчетности на предмет соответствия МСФО. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что перевод банковской системы Российской Федерации на международные стандарты является необходимым шагом в деле интеграции России в международное экономическое сообщество и способствует формированию чувства доверия у зарубежных инвесторов к российским финансовым институтам - тем более, что в последнее время достигнут целый ряд основополагающих соглашений по поводу вступления России в ВТО. В этом смысле такой переход, безусловно, соответствует государственным интересам страны.

И еще одним важным моментом, на который следует обратить внимание в процессе перехода кредитных организаций на МСФО, является учет интересов инвесторов. Как неоднократно отмечалось специалистами, в результате применения МСФО кредитная организация становится более привлекательной для инвесторов. Наличие в банке четко построенной системы, соответствующей требованиям МСФО, а также системы контроля и управления рисками являются важным положительным фактором для международных финансовых организаций. Для повышения эффективности управления кредитной организацией при переходе на международные стандарты потребуется наличие четких инструкций Банка России, которые отвечали бы международным требованиям.

В процессе перехода банков на международные стандарты отчетность необходимо будет составлять параллельно с отчетностью в соответствии с РПБУ. Параллельное ведение бухгалтерского учета в двух стандартах, которое необходимо осуществлять в переходный период, потребует больше времени и больших затрат трудовых ресурсов. При этом важно, чтобы та или иная кредитная организация обладала необходимыми возможностями для составления двойной отчетности.

Поскольку перед российской банковской системой стоит задача перехода на МСФО, все заинтересованы в том, чтобы требования и пруденциальные нормы, предъявляемые Банком России, были едиными для всех кредитных организаций. Для этого вовсе не обязательно менять План счетов, а достаточно изменить порядок учета по таким направлениям, как оценка активов, операции с ценными бумагами, основные средства и пр.

Для перехода банков на МСФО следует широко использовать опыт пилотных проектов и банков, ведущих двойную отчетность. Как показывает практика, основные проблемы при переходе банков на ведение учета в соответствии с МСФО связаны, прежде всего, с адаптацией учетных бухгалтерских систем. К сожалению, эти банки, как правило, закрыты для какого-либо обмена опытом. Хотя, например, банкам - участникам программы TACIS удалось достичь определенных успехов в области независимого анализа внутрибанковских процессов и процедур. За время работы над проектом персонал этих банков имел возможность повысить свою квалификацию за счет участия в семинарах по вопросам перехода на МСФО.

Внедрение международных стандартов уже позволило некоторым российским банкам повысить эффективность системы финансового контроля и управления риском, что повысило качество управленческих решений и способствовало улучшению финансовых результатов. Кроме того, составление заключений признанных аудиторских компаний по результатам работы целого ряда банков в соответствии с требованиями МСФО содействует повышению доверия к этим отечественным банкам со стороны потенциальных партнеров, особенно иностранных.

В настоящее время РПБУ и составленная на их основе финансовая отчетность отличаются от стандартов учета и отчетности, принятых в международной практике. Базовые отличия (например, принцип приоритета экономического содержания операции над формой ее отражения, консервативный подход при оценке рисков и т.д.) могут в значительной степени повлиять на финансовые показатели деятельности банка, определяемые по МСФО. Это позволяет банкам, составляющим отчетность в соответствии с международными стандартами, проанализировать свою деятельность с несколько иных позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые далеко не всегда очевидны при анализе отчетности, составленной с применением РПБУ. Отчетность, составленная в соответствии с МСФО, действительно позволяет выяснить реальное финансовое положение банка при условии ее строгого соответствия принятым стандартам.

Одной из серьезных проблем перехода банков на МСФО является проблема предоставления ими достоверной информации о своем финансовом состоянии. Дело в том, что для успешного перехода на МСФО финансовую отчетность в соответствии с требованиями этих стандартов банку рекомендуется составлять в течение не менее чем двух лет. Это означает, что для внедрения МСФО с начала 2004 года банки должны были начать подготовку к представлению информации по международным стандартам уже в 2002 году.

Следует отметить, что сотрудничество банков с международными аудиторскими компаниями в деле составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО явилось чрезвычайно полезным для банков, поскольку на основании такой отчетности можно было увидеть, что тому или иному банку, например, не хватает капитала или его активы характеризуются как «плохие». Таким образом, в процессе перехода на МСФО у банков появляется возможность улучшить свои показатели и снизить риск, связанный с расходами. Банки, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, имеют возможность проанализировать свою деятельность с других позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые далеко не всегда очевидны при анализе российской отчетности.

Международные стандарты, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предо-ставления прозрачной и понятной информации о деятельности банков. Базельский комитет высказался за скорейшее и полное принятие МСФО в банковском секторе, оказав значительную поддержку Комитету. Как отметили министры финансов стран «большой семерки» в своем обращении к Базельскому комитету, «стандарты, разрабатываемые КМСФО, позволяют повысить степень прозрачности и открытости экономической деятельности государств, международных финансовых институтов и предприятий».

 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011