![]() |
![]() |
|
![]() |
Проблемы оценки себестоимости банковских продуктов |
![]() |
![]() |
![]() |
19.10.2012 10:17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение себестоимости банковских продуктов становится одной из важнейших задач финансового менеджмента в коммерческом банке. Учитывая жесткую конкурентную борьбу и тенденции общего снижения прибыльности бизнеса в банковской сфере, условием успешной работы на финансовом рынке становятся подробный анализ расходов и обоснованное ценообразование на банковские продукты. В данной статье автор делится собственным опытом управления затратами. Применяемая банком методика управления затратами в первую очередь должна быть нацелена на обеспечение надежности и обоснованности управленческих решений, позволяющих собственникам и менеджменту эффективно управлять развивающимся бизнесом банка. Основой для планирования и осуществления комплекса мероприятий по управлению затратами банка, направленными на снижение себестоимости банковских продуктов и оптимизацию организационной структуры и технологических процессов — как связанных с оказанием услуг, так и связанных с внутрибанковскими бизнес-процессами — может выступать только адекватная оперативная отчетность о себестоимости банковских продуктов. На основе определения себестоимости каждого продукта и расчета совокупных затрат по набору банковских продуктов, потребляемых каждым отдельным клиентом, становится возможным анализ прибыльности для определенного клиента или групп клиентов. Учет и анализ банковских затрат требуют сбора разнохарактерной информации относительно всей совокупности затрат в банке, которую непросто объединить в единую информационную систему. Не все операции и процессы поддаются строгой формализации, в том числе по последовательности выполнения и нормативам времени и трудоемкости. Совершенствование системы внутрибанковского мониторинга затрат обычно проводится в следующей последовательности. На первом этапе анализируется сложившаяся в прошлом структура затрат и выделяются все элементы структуры операционных и общебанковских затрат операционных и обслуживающих подразделений. На последующем этапе проводятся изучение и оценка затрат банка в соотнесении с итоговыми показателями доходности каждой отдельной операции и определяется эффективность этих затрат. Только после проведения этого этапа появляется возможность предсказать и повлиять на развитие событий, с тем чтобы повысить управляемость и эффективность системы управления затратами. Из этого можно сделать вывод, что основной задачей системы банковского мониторинга затрат является представление руководству предложений по эффективному управлению ситуацией в области управления затратами. С этих позиций рассмотренные этапы мониторинга банковских затрат становятся отправной точкой для последующего прогнозирования и планирования текущих и перспективных затрат банка. Основным критерием целесообразности планируемых или произведенных затрат является их окупаемость в форме дополнительно обеспеченной прибыли или предотвращенных убытков. Таблица 1. Нормы операционной загрузки для всех РМ Показать всю таблицу
Оставляя в стороне управление расходами банка на цели налогообложения, можно утверждать, что калькулирование затрат для целей расчета себестоимости банковских продуктов и услуг и расчета эффективности работы банка в разрезе продуктов, подразделений, клиентов и т.п. наряду с управлением непроцентными расходами являются наиболее значимыми проблемами в системе управления расходами. В экономических исследованиях эти проблемы не нашли общепринятого научно обоснованного решения, и большая часть научных работ посвящена рассмотрению достаточно частных вопросов. Немногочисленность практических реализаций решений по определению отчетной банковской себестоимости определяется тем обстоятельством, что общепринятая в настоящее время в банках схема бухгалтерского учета расходов, определенная нормативными документами Банка России, не предусматривает выделение затрат по каждой услуге, продукту, клиенту или по элементам затрат. Немногие банки могут выделить необходимые финансовые и людские ресурсы для разработки и внедрения подробно разработанной системы учета, не только способной разово решить задачу детализированного учета затрат, но и нацеленной на работу в реальном масштабе времени и в изменяющихся внутренних и внешних условиях. Следует также отметить, что существенным препятствием к принятию решения руководством банка о выделении соответствующих ресурсов на такую систему является отсутствие общепринятых или унифицированных методик для определения себестоимости и эффективности. В системе расчета себестоимости можно выделить следующие элементы:
Данный перечень является полным только в первом приближении и призван показать сложность практической задачи управления расчетом себестоимости. Ниже будут приведены алгоритм расчета себестоимости, пример технологической карты (табл. 2), пример разнесения ряда непрослеживаемых затрат на подразделения (табл. 3) и пример распределения затрат обслуживающих подразделений на остальные подразделения последовательным методом (табл. 4). Таблица 2. Открытие расчетного счета в рублях Показать всю таблицу
Таблица 3. Пример разнесения ряда непрослеживаемых затрат на подразделения
Голосования |