Оценка за слияние. Инструмент для быстрой перспективной оценки финансовой целесообразности проведения сделки M&A |
29.08.2012 13:25 | ||||||||||||||||||||||||
Одним из главных факторов успешного проведения сделок M&A является предварительная оценка эффекта синергии, которая должна дать ответ на вопрос о смысле проведения сделки по слиянию или поглощению. Оценка эффекта синергии — один из основных элементов стратегии в области M&A как минимум по двум причинам. Во-первых, оценка синергетического эффекта и потенциальной стоимости покупки перспективных для слияния компаний является важным фактором оценки экономической целесообразности проведения сделки слияния или поглощения. Без этого анализа невозможно сказать, быть или не быть сделке M&A. Во-вторых, оценка различных показателей деятельности объединенной компании после завершения слияния (поглощения) позволяет сделать выводы для дальнейшей реализации принятой в компании финансовой стратегии развития. Оценка эффекта синергии осуществляется на основе метода дисконтированного денежного потока (DCF) в соответствии со следующими шагами. Шаг 1. Независимая раздельная оценка рыночной стоимости каждой компании, участвующей в слиянии или поглощении, методом DCF со ставкой дисконтирования, равной стоимости капитала (WACC) каждой компании. Шаг 2. Оценка стоимости объединенной компании без учета синергии как результат простого сложения стоимости компаний, рассчитанных на шаге 1. Шаг 3. Оценка синергетического эффекта на основе ожидаемого роста объединенной компании и ее денежного потока (CF), оценка рыночной стоимости объединенной компании с учетом синергетического эффекта. Шаг 4. Оценка стоимости синергии как разницы между рыночной стоимостью объединенной компании с учетом эффекта синергии (шаг 3) и без учета такового (шаг 2). Для того чтобы оценить влияние слияния или поглощения на CF объединенной компании, необходимо предварительно ответить на несколько вопросов.
Рассмотрим пример оценки эффекта синергии от слияния двух компаний (назовем их А и В) на основе опыта по слиянию предприятий дистрибуционного бизнеса, которое должно было иметь место в 2004 г. на рынке Украины. Предварительная оценка эффекта синергии проводилась при содействии канадских консультантов, участвовавших в процессе в тот период. Все суммы в расчетах указаны в тысячах денежных единиц. Таблица 1. Исходные параметры компаний А и В Показать всю таблицу
Решение: FCF (А) = |