Home Корпоративные финансы Приобретение 30 и более процентов акций открытого акционерного общества (обязательное предложение)
Приобретение 30 и более процентов акций открытого акционерного общества (обязательное предложение) PDF Печать E-mail
07.09.2012 18:30

Приобретение 30 и более процентов акций открытого акционерного общества (обязательное предложение)

Новации главы XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах», вступившие в силу с 1 июля 2006 г., принципиально изменили порядок действий при приобретении крупных пакетов акций в открытых акционерных обществах, определенный в свое время статьей 80 предыдущей редакции закона.

бъединяет старый и новый порядок лишь одно — обязанность приобретателя более 30 процентов акций открытого акционерного общества предложить остальным акционерам продать ему принадлежащие им акции по рыночной цене.

Статья 80 практически не работала из-за скупости нормативного материала и своего несовершенства. Обязанности приобретателя крупного пакета носили диспозитивный характер, уставом общества или решением общего собрания акционеров такое лицо могло быть освобождено от своих обязанностей по выкупу, что в подавляющем большинстве случаев крупные акционеры и реализовывали. По правде сказать, лет десять акционерные общества существовали достаточно спокойно и крупные изменения в структуре акционеров носили в основном цивилизованный характер. Статья 80 для времени своего принятия (1996 г.) сносно декларировала правила защиты акционеров, однако в дальнейшем перестала выполнять эту роль и чаще всего использовалась как «пугал-ка» при корпоративных конфликтах.

С началом очередного витка передела собственности в корне изменилась тактика участников процессов поглощений. Акционерные общества стали захлестывать рейдерские атаки. Началась охота за информацией из реестров о составе акционеров для организации скупки акций, в том числе с использованием серьезных технических средств, правоохранительных органов и т.д. Менеджмент акционерных обществ часто пытается удержать власть без серьезных финансовых затрат, используя лишь административные ресурсы. В результате действий как рейдеров, так и менеджмента в проигрыше остаются акционеры общества, которые продают свои акции по ценам, далеким от рыночных.

Потребовались новые четкие нормы, регламентирующие права, обязанности и ответственность сторон. И государственный контроль за их соблюдением.

Именно поэтому внесенные законом № 7-ФЗ поправки не просто изменили существующие ранее правила поглощений, а с большим временным запаздыванием, по сути, создали эти самые правила на правовом поле поглощений.

Новации закона носят императивный характер и обязательны к исполнению во всех открытых акционерных обществах. Дополняют и регламентируют применение норм закона Приказ ФСФР № 06-74/пз-н от 11.07.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществлении депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества» и Приказ № 06-76/пз-н от 13 июля 2006 г. «Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ».

Прежде чем окунуться в детальный прикладной анализ новаций напомню, в чем их принципиальная суть: лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязано направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, обязательное предложение о приобретении у них таких ценных бумаг по рыночной цене. Направление такого предложения осуществляется через общество, сопровождается банковской гарантией. Цена предложения должна быть рыночной, определяемой независимым оценщиком.

Реализация новаций сложна технологически и затратна для лица, приобретающего крупные пакеты, однако и последствия их неисполнения достаточно суровы.

С момента приобретения более 30%, 50%, 75% общего количества голосующих акций
ОАО и до момента направления обязательного предложения1  акционер, который приобрел
эти акции, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим, соответственно, 30%, 50%, 75% принадлежащих им голосующих акций. При этом остальные голосующие акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, при определении кворума не учитываются (пп. 6, 7 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Отметим в качестве небольшого отступления, что, отменив 80 статью, законодатель легализовал крупные пакеты акций, приобретенные с ее нарушением.

Разберем процедуры подачи обязательного предложения.

Обязательство сделать предложение возникает у лица, приобретшего более 30, более 50 и более 75 процентов акций общества, за исключением случая, когда приобретение крупного пакета акций осуществлено в рамках реализации добровольного предложения, сделанного по форме обязательного. Почему выбраны именно такие пороговые значения? Именно эти пороги могут дать контроль над обществом: владение 30% акций позволяет провести повторное собрание взамен несостоявшегося; контрольный пакет в 50% дает возможность владельцу решить в свою пользу вопросы на общем собрании, требующие одобрения простым большинством голосов, а в 75% — квалифицированным большинством.

Закон недостаточно четко прописал, какие акции лица при определении порогового значения пакетов акций в 30, 50 и 75 процентов имеются в виду: только голосующие или все?

Мне представляется, что для определения порогового значения необходимо учитывать, во-первых, все обыкновенные, во-вторых, привилегированные акции, предоставляющие право голоса в соответствии с его уставом, если такие акции были размещены до 1 января 2002 г. И в-третьих, привилегированные кумулятивные акции с определенным в уставе размером дивидендов и все привилегированные акции, размер дивиденда по которым определен в уставе, которые стали голосующими по причине непринятия решения о выплате дивидендов или принятия решения о неполной выплате дивидендов. Т.е. обязательство подать предложение распространяется только на приобретателей крупных пакетов голосующих акций общества.
Обязательство сделать предложение возникает у лица при приобретении акций в результате:

  • сделок купли-продажи;
  • размещения акций дополнительного выпуска;
  • приобретения акций на аукционах;
  • приобретения акций в результате обратного выкупа по сделкам РЕПО;
  • дарения;
  • внесения вклада в уставной капитал;
  • обращения взыскания на акции по суду.
Исключениями при этом являются следующие ситуации:
  • приобретение акций в диапазонах от 30%+1 акция до 50%; от 50%+1 акция до 75%; от 75%+1 акция;
  • приобретение акций при учреждении или реорганизации открытого акционерного общества;
  • приобретение акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, в случае если такое добровольное предложение соответствует требованиям, предъявляемым законом к содержанию и срокам обязательного предложения;
  • приобретение акций на основании ранее направленного обязательного предложения;
  • передача акций лицом его аффилированным лицам или передача акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;
  • >
  • погашение части акций открытым обществом (при этом имеется в виду, что статья не применяется к лицу, если в результате погашения части акций в структуре уставного капитала появляется такое лицо с долей, превышающей 30%);
  • приобретение акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций;
  • приобретение акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев.

Крайне затруднительным для общества и его акционеров является вопрос выявления лица, обязанного подать обязательное предложение. В соответствии с внесенными изменениями в ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» у владельца обыкновенных акций появилась обязанность не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций путем направления такой информации в общество и ФСФР. Однако обязанности раскрывать информацию о своих аффилированных лицах у такого лица нет, поэтому заинтересованным лицам необходимо самостоятельно проводить соответствующие изыскания2.

В то же время лицо, заинтересованное в легитимности своих действий по приобретению крупного пакета акций, должно самостоятельно правильно определить своих аффилированных лиц для определения размера совокупного пакета.

Цитируя нормы закона об исключении из правил, я хотел бы обратить внимание читателей, что обязанность подать обязательное предложение возникает только в случае приобретения акций лицом и его аффилированными лицами. Все остальные варианты возникновения у аффилированных лиц крупных пакетов акций не подпадают под действие закона. Так, например, возникновение аффилированнос-ти между двумя лицами, каждый из которых уже владел до этого более чем 16 процентами акций общества, что в совокупности составляет более 30 процентов акций, не приводит к возникновению обязанностей подать обязательное предложение.

Лицо обязано направить всем акционерам общества публичную оферту, под которой в соответствии со ст. 437 ГК РФ понимается содержащее все существенные условия договора предложение, в котором изложена воля лица, делающего такое предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым отозвавшимся лицом.

В период действия такой оферты лицо не вправе заключать сделки с продавцами акций на иных условиях. Т.е. процедура составления и направления обязательного предложения призвана обеспечить заключение договоров на единых условиях для лица и всех акционеров.
Сведения, включаемые в оферту, должны раскрыть информацию о приобретателе и его аффилированных лицах, описать приобретаемые ценные бумаги и условия их приобретения для обеспечения заключения и оплаты договоров на одинаковых условиях и создать предпосылки для исполнения обязательств, направленных на передачу акций и их оплату.
Обязательное предложение должно содержать предложения о приобретении не только обыкновенных акций общества, но и иных ценных бумаг, если такие ценные бумаги размещались, а именно:

  • привилегированных акций определенных типов, размер дивидендов по которым определен в уставе;
  • привилегированных кумулятивных акций с определенным в уставе размером дивидендов;
  • конвертируемых привилегированных акций без определенного в уставе размера дивидендов, которые могут быть конвертированы в голосующие акции общества;
  • опционов, дающих право на приобретение голосующих акций общества;
  • конвертируемых облигаций, которые могут быть конвертированы в голосующие акции общества.

В обязательном предложении лицо не может устанавливать дополнительные условия приобретения ценных бумаг по сравнению с теми, которые есть в законе. В частности, оно не может сделать предложение о покупке ценных бумаг иных видов, категорий (типов) по сравнению с теми, которые указаны в законе, или отказаться от приобретения ценных бумаг отдельных видов, категорий (типов), предусмотренных законом.

Приобретателю крупного пакета акций необходимо до совершения сделки проработать весь алгоритм действий по подготовке и реализации обязательного предложения, который в общем виде выглядит следующим образом:

Показать всю таблицу

 

Действие/мероприятие

Кто осуществляет

1.

>

Определение цены покупки

Покупатель самостоятельно или с учетом заключения   независимого  оценщика  и   максимальной цены покупки за последние 6 месяцев

2.

Получение банковской гарантии

Покупатель

3.

Подготовка оферты и направление ее в общество и ФСФР

Покупатель

4.

Рассмотрение оферты и выработка рекомендаций акционерам

Совет директоров общества

5.

Подготовка списка акционеров

Регистратор по запросу

6.

Почтовая отправка оферты акционерам

Общество или регистратор

7.

Подача заявлений о продаже

Акционеры общества

8.

Предоставление передаточных распоряжений покупателю или регистратору

Акционеры общества

9.

Списание и зачисление ценных бумаг

Регистратор общества

10.

Оплата ценных бумаг

Покупатель или гарант

>

11.

Подготовка отчета об итогах исполнения предложения и направление его в ФСФР

Покупатель

12.

Раскрытие информации

Общество и само лицо (если акции котируются)

Цена приобретаемых по обязательному предложению ценных бумаг не может быть ниже средневзвешенной цены, определяемой по результатам торгов организаторами торгов за последние шесть месяцев, предшествующих дате направления предложения в ФСФР. При этом, если ценные бумаги котируются на торгах двух и более торговых площадок, их средневзвешенная цена определяется по всем торговым площадкам, где указанные бумаги обращаются более 6 месяцев. Т.е. для котируемых ценных бумаг определение минимальной цены предложения вопросов не вызывает.

Для определения минимальной цены приобретения акций, не обращающихся на организованном фондовом рынке, законодатель определил, что цена приобретения не может быть ниже ее рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком, и она не может быть меньше наибольшей цены, по которой лицо, направляющее   обязательное   предложение,
приобретало или принимало на себя обязанность приобретать в течение шести месяцев, предшествующих подаче обязательного предложения. Для определения цены оценивается рыночная стоимость одной ценной бумаги, без поправочных коэффициентов за права контроля, блокировки и т.д.

Ориентировочная стоимость привлечения независимого оценщика составляет 3-5 тыс. долларов, срок проведения оценки — 2-4 недели.

Для предоставления необходимой исходной информации оценщику потенциальный покупатель должен запросить по его перечню в обществе по месту расположения его исполнительного органа копии документов на основании ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах». При этом надо быть готовым к проволочкам и попыткам отказа в предоставлении информации. Необходимо помнить, что в установленный семидневный срок законодательство обязывает общества лишь ознакомить акционера с документами, а срок предоставления таких документов устанавливается внутренним документом общества и может быть более длительным.

Обязательное предложение должно сопровождаться предоставлением банковской гарантии, которая должна быть безотзывной, на всю сумму потенциальных сделок, и содержать обязательство гаранта уплатить всем продавцам цену проданных акций в случае неисполнения своих обязательств покупателем. Банковская гарантия не может содержать указание на предоставление акционерами документов, не предусмотренных главой XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах». Срок действия такой банковской гарантии не может оканчиваться ранее чем через 6 месяцев после истечения срока окончания оплаты приобретаемых ценных бумаг. Банковская гарантия должна прилагаться к обязательному предложению, направляемому в общество. Если акции не будут оплачены лицом согласно ст. 84.4. Федерального закона «Об акционерных обществах», то продавец может расторгнуть договор в одностороннем порядке или предъявить требование к банку-гаранту, представив ему доказательства зачисления акций на счет покупателя. Банковская гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, если в ней не прописано иное. Согласно действующим тарифам отечественных банков, комиссионное вознаграждение за предоставление гарантии составляет 1-3% от суммы гарантии в квартал и устанавливается банком в зависимости от ряда факторов. Представляется разумным, если срок действия банковской гарантии будет начинаться не со срока представления обязательного предложения, а со срока начала оплаты приобретаемых акций. Гарантия выдается в одном экземпляре и остается у общества.

Банковские гарантии в соответствии с действующим законодательством предоставляются юридическим и физическим лицам, которые имеют реальную возможность выполнения обя -
зательств по договору гарантии.

При решении вопроса о предоставлении гарантии банком производится анализ финансово-хозяйственной деятельности лица, определяется уровень его платежеспособности. Для этого при обращении в банк лицо должно предоставить необходимые документы. Перечень необходимых документов может несущественно отличаться в зависимости от конкретного банка. На практике в 90% случаев выдача банковской гарантии осуществляется только под обеспечение. Не исключено, что банк вообще откажет лицу в предоставлении банковской гарантии. Таким образом, процедура получения банковской гарантии является серьезной и затратной операцией и требует особого внимания при подготовке оферты еще на этапе подготовки сделки по приобретению крупного пакета акций.

Форма и структура добровольного и обязательного предложения (оферты) содержится в Приложении № 1 к Приказу № 06-76/пз-н от 13 июля 2006 г. При заполнении форма не сокращается, даже если некоторые поля не заполняются.
Первая группа положений, раскрываемых в оферте, связана с раскрытием информации о лице, направляющем предложение, и его аффилированных лицах и включает в себя:

  • имя (наименование) лица, его местонахождение, контактную информацию;
  • имя (наименование) его аффилированных лиц на момент направления предложения;
  • количество акций, принадлежащих лицу и его аффилированным лицам;
  • если лицо является юридическим лицом, то дополнительно раскрывается информация обо всех лицах:
    • которые самостоятельно или со своими аффилированными лицами владеют более чем 20% голосов в высшем органе управления этого лица;
    • ккоторые имеют 10 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в оффшорных зонах. При этом предоставляется информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями на территории оффшора.

Вторая группа информации оферты описывает приобретаемые ценные бумаги по следующей схеме:

  • вид,
  • категория (тип),
  • количество приобретаемых акций. Третья — существенные условия договора:
  • цена приобретения и ее обоснование;
  • срок принятия предложения;
  • срок оплаты;
  • порядок и форма оплаты;
  • порядок передачи акций и т.д.;
  • сведения о гаранте и банковской гарантии.

Закон установил особую форму заключения договоров купли-продажи. Акционер — владелец акций, согласный продать акции на условиях оферты, должен в указанные в ней сроки и по указанному адресу направить лицу заявление о продаже акций, которое будет являться акцептом. Офертой может быть предусмотрен почтовый адрес, по которому заявления о продаже могут представляться лично.

В заявлении должна содержаться информация о виде, категории, количестве продаваемых ценных бумаг, а также выбранной продавцом форме их оплаты.

Все заявления, поданные до даты окончания приема предложений, будут считаться поданными в последний день, и, соответственно, договоры купли-продажи, возникающие вследствие акцепта оферты, будут датированы одним днем.

Такая конструкция закона позволяет акционерам в течение всего срока действия предложения отозвать свое заявление и не заключать договор на предлагаемых условиях (но только в случае поступления конкурирующего предложения!), а также дает возможность реализовать процедуры подачи конкурирующего предложения, в случае если оно поступит в общество. После окончания срока действия предложения акционер уже не сможет в одностороннем порядке разорвать свои договорные отношения. Однако в случае если акционер не представит передаточного распоряжения, лицо будет вправе в одностороннем порядке отказаться от заключенного договора.

Срок принятия предложений (срок, в течение которого заявления акционеров о продаже акций должны быть получены лицом) не может быть менее 70 дней и более 80 дней с момента получения обществом обязательного предложения.

Законодательством принята модель, когда оплата осуществляется после зачисление акций на счет покупателя. При этом в случае обязательного предложения срок оплаты не может превышать 15 дней с момента зачисления акций на лицевой счет лица.

Прописываемый в обязательном предложении порядок передачи акций должен четко разъяснить акционеру его действия в отношениях с реестродержателем, в том числе следующую информацию:

  • срок, в течение которого продаваемые акции должны быть зачислены на лицевой счет лица (который не может быть менее 15 дней со дня окончания срока приема обязательного предложения)3;
  • наименование реестродержателя, его адрес и телефон;
  • порядок передачи реестродержателю передаточного распоряжения;
  • порядок действий акционера по изменению реквизитов лицевого счета (при необходимости);
  • параметры покупателя для заполнения передаточного распоряжения;
  • сторону-плательщика за перерегистрацию;
  • упоминание о том, что передаточные распоряжения должны поступить к реестродержателю не ранее срока окончания приема обязательного предложения.

Приказом ФСФР № 06-74/пз-н от 11.07.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществлении депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества» регламентируется, что в передаточном распоряжении в качестве основания для передачи ценных бумаг указывается обязательное предложение и срок окончания его принятия. По передаточным распоряжениям, представленным до окончания срока приема обязательного предложения, реестродержатель выдаст отказ в совершении операции, указав, что передаточное распоряжение выдано ранее срока заключения договора купли-продажи (ранее срока акцепта оферты).

Поскольку процедура принятия предложений достаточно сложна, представляется не лишним, если акционерам дополнительно будет направлен по возможности максимально заполненный бланк передаточного распоряжения и анкета зарегистрированного лица.

Закон не наделяет регистратора особой ролью в реализации процедуры обязательного предложения. Регистратор связан договорными отношениями лишь с эмитентом, который может быть не лоялен в отношении действий лица, не обязан вступать с лицом в какие-либо договорные отношения и возражает против каких-либо договорных отношений регистратора с лицом. В этом случае регистратор не знает содержания обязательного предложения и его «реперных точек». Регистратору через общество передается только распоряжение эмитента о подготовке списка владельцев ценных бумаг, которое содержит:

  • полное наименование эмитента;
  • вид, категорию (тип), индивидуальный государственный регистрационный номер и дату государственной регистрации ценных бумаг, в отношении приобретения которых сделано обязательное предложение;
  • дату получения эмитентом обязательного предложения.

Обязательное предложение может содержать информацию о планах лица, направившего такое предложение, в отношении поглощаемого общества, в том числе планы в отношении его работников, что может дать дополнительную информацию акционерам при принятии решения — продавать или нет принадлежащие им акции.

Какие правовые последствия законодательно будут связаны с несоблюдением ранее провозглашенных планов? По всей видимости, выиграть иск будет сложно. Ну, в самом деле, могут ведь измениться самые серьезные планы у самого добросовестного лица?

Направление обязательного предложения осуществляется через общество, для чего лицо направляет его в совет директоров общества. Обязательное предложение считается сделанным всем акционерам общества с момента его поступления в акционерное общество. Естественно, лицо должно позаботиться о доказательствах направления оферты (заказное письмо с уведомлением, вручение под роспись). К предложению прикладывается копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг и подлинник банковской гарантии. Одновременно предложение в бумажных копиях и на магнитном носителе направляется в региональное отделение ФСФР4 , которое в течении 15 дней со дня получения вправе направить предписание об устранении нарушений. При получении предписания лицо обязано отозвать ранее направленное обязательное предложение и вновь направить в общество доработанную оферту.

Расходы общества, связанные с реализацией механизма обязательного предложения, возлагаются на лицо.

В случае если приобретаются акции, обращающиеся на торгах, на предложении, поступающем в общество, должна содержаться отметка о дате предоставления обязательного предложения в РО ФСФР.

Закон устанавливает особую процедуру принятия решений органами управления общества с момента получения добровольного или обязательного предложения и до истечения 20 дней после окончания срока его принятия.

Так, согласно ст. 84.6 гл. XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах» решения по следующим вопросам должны приниматься только общим собранием акционеров:

  1. увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций;
  2. размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции (в том числе опционов);
  3. одобрение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов общества (за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности);
  4. одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  5. приобретение обществом размещенных акций;
  6. увеличение вознаграждения лицам, занимающим должности в органах управления.

Положения указанной статьи не содержат требований в отношении количества голосов, достаточных для принятия данных решений, поэтому согласно п. 2 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» решения по этим вопросам должны приниматься большинством голосов акционеров, принимающих участие в собрании.

Сделка, совершенная открытым обществом с нарушением требований закона, может быть признана недействительной по иску открытого общества, акционера либо лица, направившего добровольное или обязательное предложение.

В случае если лицо, которое по итогам принятия добровольного или обязательного предложения приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, потребует созыва внеочередного общего собрания акционеров открытого общества, в повестке дня которого содержится вопрос об избрании членов совета директоров открытого общества, ограничения полномочий органов управления действуют до подведения итогов голосования по вопросу об избрании членов совета директоров открытого общества на общем собрании акционеров открытого общества, рассматривавшем такой вопрос.

Получив обязательное предложение, совет директоров должен выработать рекомендации по существу оферты в части цены предложения и возможности ее изменения, а также возможных планов лица. Вырабатывая такие рекомендации, совет директоров должен помнить о своей ответственности, которую на него возложил Федеральный закон № 7-ФЗ: «Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом или акционерами за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения акций открытого общества, предусмотренный главой XI.1 настоящего Федерального закона».

При этом в совете директоров (наблюдательном совете) общества, коллегиальном исполнительном органе общества (правлении, дирекции) не несут ответственность члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

В течение 15 дней со дня получения обязательного предложения обществом оно должно быть направлено всем акционерам общества тем способом, который прописан в уставе для направления сообщения о созыве собрания. Расходы общества покрывает лицо. И в дальнейшем оно отчитывается о сумме покрытых расходов и сроках покрытия в отчете об итогах принятия обязательного предложения.

К направляемому акционерам обязательному предложению должна быть приложена рекомендация совета директоров и копия результативной части отчета независимого оценщика. Одновременно рекомендация совета директоров направляется лицу. Общество обязано обеспечить доступ акционерам к отчету независимого оценщика в порядке, предусмотренном ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Список акционеров для направления обязательного предложения формируется на дату поступления оферты в общество, и регистратор общества должен подготовить такой список в течение 3-х дней. В случае если в списке присутствует номинальный держатель, предложение направляется такому номинальному держателю.

Проблемой является ситуация, когда уставом общества не предусмотрен совет директоров. В этом случае его функции осуществляет общее собрание, которое никак не может быть созвано в течение 15 дней. Кроме того, абсурдной является ситуация, когда акционеры вырабатывают рекомендацию по существу предложения для самих себя.

Не позднее чем за 25 дней до даты окончания приема обязательного предложения в общество любым заинтересованным лицом может быть направлено конкурирующее предложение, цена и количество приобретаемых ценных бумаг в котором не может быть меньше аналогичных условий обязательного предложения. Конкурирующее предложение общество после аналогичного рассмотрения направляет как всем акционерам, так и лицу, внесшему обязательное предложение. В этом случае лицо, внесшее обязательное предложение, вправе продлить действие принятия своего обязательного предложения до момента окончания срока принятия конкурирующего предложения.

Лицо вправе внести в свое обязательное предложение изменения только в части увеличения цены и уменьшения сроков оплаты, при этом в случае внесения изменений в предложение менее чем за 14 дней до окончания срока принятия предложения срок продлевается на 14 дней.

Владелец ценных бумаг должен передать акции свободными от любых прав третьих лиц в сроки, указанные в обязательном предложении. В случае если бумаги не будут зачислены в установленные сроки, лицо вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по договору.

В случае неоплаты акций лицом продавец вправе либо обратиться к гаранту, либо в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать возврата акций.

Этапы реализации обязательного предложения сопровождаются раскрытием информации в форме существенных фактов. Причем информацию раскрывает как общество (сведения о поступившем эмитенту — открытому акционерному обществу обязательном предложении, конкурирующем предложении), так и само лицо, в случае если ценные бумаги обращаются на организованных торговых площадках.

Заканчивается процедура реализации мероприятий по обязательному предложению подготовкой отчета об итогах принятия предложения и направлением его в течение 30 дней с даты окончания принятия предложения в общество и ФСФР.

Рассмотренные конструкции сложны и затратны. И, соответственно, действия по обязательному предложению надо анализировать и готовить до приобретения крупного пакета, а не после. Возможно, эти проблемы приведут к изменению схемного решения по приобретению крупных пакетов.

1 Данная новация существенно отличается от конструкции статьи 80, поскольку согласно последней устранить нарушения и восстановить свои права по голосующим акциям было невозможно.

2 Отметим, что в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствует определение аффилированного лица физического лица, за исключением аффилированного лица индивидуального предпринимателя. Отсюда вывод: с точки зрения действующего законодательства даже ближайшие родственники — муж и жена, отец и сын — не являются аффилированными лицами.

3 Наверное, было бы более логичным установить срок, в течение которого продавцы должны представить реестродержателю передаточное распоряжение, поскольку реестродержатель обязан осуществлять проводку в течение 3-х дней со дня представления передаточного распоряжения.

4 Если обязательное предложение делается в отношении акций, обращающихся на организованных фондовых рынках, оно должно быть представлено в ФСФР не позднее чем за 15 дней до направления такого предложения в общество.

 

 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011