Home Корпоративные финансы Новый CEO обанкротившейся General Motors Даниэль Акерсон плавно переходит от реанимационных мероприятий к оздоровительным процедурам
Новый CEO обанкротившейся General Motors Даниэль Акерсон плавно переходит от реанимационных мероприятий к оздоровительным процедурам PDF Печать E-mail
18.09.2012 20:37

Поматросил и бросил

В 1970 году после Военно-Морской академии бакалавр инженерных наук Даниэль Акерсон поступил на военно-морскую службу. 5 лет он бороздил морские просторы на эскадренном миноносце. А потом сошел – вразвалочку – на берег и поступил в Лондонскую школу экономики.

В 1983 году уже не военно-морской офицер, а магистр экономики пришел в телекоммуникационную компанию MCI Communications. В 1987 году его назначают вице-президентом MCI, в 1989-м – финансовым директором. В 1992 году он получает посты президента и главного операционного директора компании.

За 10 лет работы в MCI Акерсон не только сделался высококлассным топ-менджером, но и серьезно расширил свой инженерный кругозор в сфере электроники и технологий современной связи. Все это очень пригодилось, когда он пришел в General Instrument, компанию, выпускающую электронные компоненты, в том числе микропроцессоры PIC для кабельного телевидения. Кстати, позднее бывший СЕО GI Дональд Рамсфельд стал министром обороны в администрации Буша-младшего и принес в Ирак долгожданную демократию. В 1993 году Даниэль Акерсон сменил на посту СЕО GI как раз Рамсфельда.

Спустя три года Акерсон возглавил компанию Nextel Communications. За пару лет он добился резкого расширения клиентской базы сотового оператора, оптимизировал расходы, внедрил более совершенные технологии и в несколько раз увеличил прибыль.

Перед тем как приступить к спасению национального достояния Акерсон успел поруководить еще двумя компаниями. С 1999-го по 2003-й – XO Communications, Inc, в которой он успешно провел предпродажную реструктуризацию. А в 2003-м занял пост управляющего директора одного из крупнейших американских инвестиционных фондов Carlyle Group, распоряжающегося активами на сумму свыше $80 млрд. В фонде в разные годы на различных должностях работали президенты Буш-старший и Буш-младший, бывший заместитель директора ЦРУ и министр обороны США Франк Карлуччи, бывший государственный секретарь США Джеймс Бейкер, бывший премьер-министр Великобритании Джон Мейджер. Безупречная и эффективная служба Акерсона в крупнейших компаниях, использующих высокие технологии, и особенно – неоценимый финансово-экономический опыт, полученный в Carlyle Group, и выдвинули его в число главных претендентов на роль кризисного менеджера GM.

Блеск и нищета GM

General Motors Corporation была основана в 1908 году Вильямом Дюраном. Мичиганская компания, благодаря которой Дейтройт превратился в автомобильную столицу мира, поначалу выпускала грузовики. Это были маломощные одноцилиндровые машины, отличавшиеся, тем не менее, неплохими ходовыми качествами. На этих первых моделях в 1916 году в рекламных целях был совершен автопробег через всю страну – от Нью-Йорка до Сиэтла. К серьезным достижениям тех лет следует отнести продажу армии в годы Первой мировой войны 10 тыс. машин.

Добившись фантастических успехов в создании пользующихся зачастую ажиотажным спросом грузовиков – крупнотоннажных и легких, неприхотливых в обслуживании и обладающих высокой проходимостью, предназначенных для транснациональных маршрутов и для внутригородских перевозок, корпорация General Motors взялась за освоение рынка легковых автомобилей. Дюран намеревался положить на лопатки самого Форда.

Дюран, словно отчаянный игрок, массово скупал автомобильные компании, заводы и бренды. Среди многих бессмысленных покупок были и весьма толковые: Buick, Oldsmobile, Cadillac. К этим брендам Дюран присовокупил свой – Chevrolet, разработанный инженерами GM при участии знаменитого автогонщика Шевроле.

Не включенные в общую структуру разрозненные заводы работали по принципу лебедя, рака и щуки, нередко конкурируя друг с другом. А долги компании росли, как снежный ком, хотя грузовики и четыре главных легковых бренда приносили неплохие доходы.

В результате в 1920 году, когда в очередной раз возник вопрос о предоставлении займа для поддержания компании на плаву, банковские круги действовали решительно и жестко: «только без Дюрана!» И ему пришлось уйти, уступив место президента Альфреду Слоуну. В нового президента более всех вложилось могущественное семейство Дюпонов.

Слоун твердой рукой привел громадное хозяйство в порядок, избавился от балласта и увеличил объем производства, прикупив еще три прекрасных бренда: Opel, Vauxhall и Holden. Слоун и положил в конце 20-х годов на лопатки Генри Форда, который долгие годы гнал на рынок лишь одну модель Т черного цвета.

С 1931 года GM безраздельно доминировал на автомобильном рынке. Гигантская корпорация, число сотрудников которой в иные годы превышало полмиллиона, выпускала все мыслимые машины, любого назначения. Во время Второй мировой войны чуть ни половина войск союзников, включая и Советский Союз, воевала на грузовиках GM. Более того – компания выпускала танки, оборудование для подводных лодок и знаменитые «Утки» – амфибии Duck.

В послевоенные годы бренды GM получили всемирное признание. Ну, а в США GM приобрела статус национального достояния. Сенаторы, банкиры, рок-идолы, голливудские, баскетбольные и бейсбольные звезды разъезжают на шикарных «кадиллаках». Народ попроще не мыслит свою жизнь без «шевроле» или «бьюиков». Крутые парни утверждаются в жизни посредством внедорожников. Дальнобойщики колесят по стране в кабинах могучих «траков», по комфорту мало чем уступающим однокомнатным квартирам.

Продолжалась и скупка брендов. К началу XXI века GM выпускала автомобили Buick, GMC, Saab, Cadillac, Daewoo, Pontiac, Saturn, Holden, Chevrolet, Oldsmobile, Hammer, Opel и Vauxhall. Заводы, дочерние фирмы и филиалы корпорации располагались в 25 странах: в Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Перу, Уругвае, в Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Германии, Финляндии, Японии, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии.

Дорожное происшествие

Корпорация, постоянно расширяясь, жила, как и вся Америка, в кредит. Открывались новые производственные мощности, тратились большие деньги на великолепные разработки. Росли зарплаты, топ-менеджерам выплачивались солидные бонусы. А долг тем временем достиг $172 млрд.

В спину GM, удерживавшей мировое лидерство 77 лет, дышала японская Toyota. И в 2008 году японцы вырвались вперед, продав 8,97 млн. автомобилей, в то время как у GM этот показатель составил 8,35 млн.

В результате в разгар кризиса случилось то, что и должно было случиться: 1 июня 2009 года GM приступила к процедуре банкротства. Белый дом, отлично понимая, что компания является национальным достоянием, принял активное участие в реанимационных мероприятиях, выделив из бюджета $60 млрд. Часть этой суммы пришлось занять у правительства Канады.

Минфин США получил 61-процентную долю компании, которой предстояло возродиться из пепла. 17,5% досталось профсоюзу United Auto Workers, 12% – правительству Канады, а около 10% остались у держателей необеспеченных облигаций GM. Компания перешла в государственное управление. Тогдашний СЕО GM Рик Вагонер покинул свой пост.

Кризисным менеджером назначили Эдварда Уитакера – бывшего СЕО телекоммуникационного гиганта AT&T. После завершения процедуры банкротства он был введен в совет директоров компании, а в декабре 2009 года занял главный руководящий пост, сменив продержавшегося в кресле СЕО 8 месяцев Фрица Хендерсона.

Уитакер приступил к реализации антикризисной программы. За GM сохранялись наиболее выгодные бренды и производственные мощности, а все остальное следовало либо распродать, либо заморозить или закрыть. Закрывались 13 из 47 заводов холдинга, в США сокращалось 27 тыс. рабочих мест, и дилерская сеть урезалась на 40%. Государственные долги следует вернуть в 2015 году.

Самыми выгодными брендами были признаны Chevrolet, Cadillac и Buick. Часть брендов, например, Pontiac прекращает свое существование, некоторые, например, Hummer и Saturn, продаются другим производителям.

Эдвард Уитакер вывел концерн впервые за 6 лет в плюс: в I квартале 2010 года была получена прибыль в размере $1,07 млрд. Во II квартале этот показатель вырос до $1,54 млрд.

Интенсивная терапия

Однако этого эффективного менеджера решили заменить еще более эффективным – Даниелем Акерсоном. На пост СЕО он заступил 1 сентября 2010 года. А через 4 месяца стал и председателем совета директоров.

С его приходом компания, как это ни парадоксально звучит, начала расширяться. В развитие собственных заводов было инвестировано более $5 млрд. Совсем скоро запускается новое производство – малолитражек. Создано 9 тыс. рабочих мест, причем с минимальной нагрузкой на корпоративный бюджет.

Дело в том, что Акерсону удалось достичь с профсоюзом очень выгодное соглашение. Рабочий GM в среднем получает $58 в час, что на $2 больше, чем на заводах главного конкурента – Toyota. Статус кво сохраняется, но вновь принимаемые рабочие будут получать существенно меньше. Предполагается, что в течение трех лет средняя зарплата снизится до $40 в час.

Акерсон, понимая, что вернуть утраченные позиции можно лишь действуя с упреждением, не догоняя конкурентов, а открывая новые направления, огромное значение придает концептуальным разработкам. Денег на концепт-кары с качественно новыми характеристиками сейчас в GM не жалеют. Исходя, конечно, из реальных возможностей.

В мае инвестировали $131 млн. в подготовку производства на заводе Bowling Green в Кентукки суперкара нового поколения Chevrolet Corvette. Новинка отличается меньшим весом, большей энерговооруженностью и лучшими ходовыми качествами.

Хотя компания должна погасить свои долги через 4 года, Акерсон торопит события. Он уже вернул американским налогоплательщикам $23 млрд: $9,5 за счет выкупа привилегированных акций, выпущенных по программе Troubled Asset Relief Program, и $13,5 млрд – после IPO возрожденной компании.

Свидетельство не только выздоровления компании, но и постепенного обретения ею былой формы – финансовый отчет за I квартал 2011 года. GM получила $3,2 млрд. чистой прибыли, что почти в 4 раза выше прошлогоднего показания за аналогичный период. Это рекордный квартальный показатель, начиная с 1990 года. А выручка составила $36,2 млрд. При этом GM продала 2,33 млн. автомобилей, вновь обогнав Toyota и вернув себе мировое первенство. General Motors выходит на проектную мощность.

СЕО-урок N

Если отстаешь от лидеров, действуй с упреждением, не догоняя конкурентов, а открывая новые перспективные направления.

С ТАКИМ КАПИТАНОМ GM УЖЕ НЕ ОКАЖЕТСЯ НА МЕЛИ

  • 1948, 21 октября. Родился в солнечной Калифорнии.
  • 1970, Диплом бакалавра инженерных наук Военно-Морской академии. В течение следующих 5 лет – служба офицером на эскадренном миноносце.
  • 1980, Диплом магистра Лондонской школы экономики.
  • 1983, Поступает на работу в MCI Communications Corporation.
  • 1987, Президент и главный операционный директор MCI Communications Corporation.
  • 1993, Президент и СЕО General Instrument Company.
  • 1996, CЕО и председатель совета директоров Nextel Communications Inc.
  • 1999, СЕО и председатель совета директоров XO Communications, Inc.
  • 2003, Управляющий директор инвестиционного фонда Carlyle Group
  • 2009, Включен в совет директоров General Motors.
  • 2010, Назначен СЕО General Motors
  • 2011, Председатель совета директоров General Motors.
 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011