Home Бухгатерский отчет и налогооблажение Правы ли налоговые органы, непредоставляющие налоговый вычет на лечение на основании справки об оплате медицинских услуг, выданной медучреждением, зарегистрированным как ПБОЮЛ?
Правы ли налоговые органы, непредоставляющие налоговый вычет на лечение на основании справки об оплате медицинских услуг, выданной медучреждением, зарегистрированным как ПБОЮЛ? PDF Печать E-mail
29.08.2012 12:14

Действительно, налоговые органы в данном вопросе занимают позицию, согласно которой налоговый вычет на лечение не предоставляется по медицинским услугам, оказанным индивидуальными предпринимателями. Эта позиция представляется небесспорной, однако налогоплательщикам в таких случаях скорее всего придется отстаивать свои интересы в суде. При этом можно использовать следующую аргументацию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму налога на доходы физических лиц на налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Рассмотрение налоговыми органами права на получение данного социального налогового вычета только в связи с оказанием медицинских услуг юридическими лицами, созданными в форме учреждений, исключая индивидуальных предпринимателей, оказывающих аналогичные услуги, представляется ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Необходимо отметить, что в тексте НК РФ право на применение налогового вычета связывается со случаем оказания медицинских услуг не просто учреждением, а медицинским учреждением. Данная формулировка является принципиальной, поскольку указывает на то, что законодателем сделана отсылка не к нормам гражданского законодательства (статья 120 ГК РФ дает понятие учреждения), а к иным нормативным правовым актам, определяющим статус медицинских учреждений.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" "медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно". Из анализа приведенной нормы можно сделать вывод, что под медицинским учреждением понимается в том числе и индивидуальный предприниматель, прошедший соответствующую аккредитацию и имеющий лицензию на оказание медицинских услуг. Ссылки пункта 3 статьи 219 НК РФ на понятие медицинского учреждения указывают не на организационно-правовую форму соответствующего медицинского образования, а на вид его деятельности.

Порядок реализации налогоплательщиком своего права на получение социального вычета установлен положениями статьи 219 НК РФ, а также изданным в ее развитие постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета". Во исполнение указанного постановления был издан приказ Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256. Порядок применения данного приказа был детализирован в письме Минздрава России от 12.02.2002 № 2510/1430-02-32 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года № 201", в пункте 1 которого указано, что предусмотренный порядок предоставления справок о стоимости оказанных медицинских услуг распространяется на все медицинские учреждения Российской Федерации, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Эти учреждения должны иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающую предоставление медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, указанных в постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Приведенные в приказе и письме формулировки еще раз указывают на то, что медицинское учреждение может выступать в различных гражданско-правовых формах (если бы законодатель и налоговые органы предполагали только одну организационно-правовую форму - учреждение, то фраза "...независимо от организационно-правовой формы...", примененная в отношении учреждений, была бы лишней).

Таким образом, социальный налоговый вычет, предусмотренный пунктом 3 статьи 219 НК РФ, может быть предоставлен при оплате медицинских услуг независимо от организационно-правовой формы медицинского учреждения, оказавшего данные услуги.

На вопрос отвечал А.А. Куликов, заместитель начальника ОДП УНП ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011