План счетов ближайшего будущего. Печать
29.08.2012 10:57

План счетов ближайшего будущего.

Знакомьтесь и наслаждайтесь: План счетов ближайшего будущего. Часть 1. // Максим Наумов футуролог, эксперт по информационным системам развития бизнеса, МВА. Специально для Банкир.Ру.

// Максим Наумов, футуролог, эксперт по информационным системам развития бизнеса, МВА Bankir.Ru

Идея создания надежной системы координат для реального экономического пространства зародилась в 2002 году после сопоставления цепочки таких разноплановых событий, как трагедия 11 сентября 2001 г., корпоративные скандалы (Enron, World Com, Arthur Andersen, ЮКОС), принятие закона СарбейнсаОксли в США, внедрение МСФО в России, активизация международной деятельности FATF и др. В качестве основы для этой системы координат был разработан и предложен так называемый Унифицированный План бухгалтерскорасчетных счетов. Данный классификатор назначений товарноденежных потоков позволяет совершить, казалось бы, невозможное поставить под надежный объективный контроль экономику не только отдельного предприятия (в интересах акционеров), но и целого государства (в национальных интересах).

Первая публикация, посвященная новому Плану счетов, появилась в конце 2003 года в журнале «Финансовый менеджмент» (№6). В первой части настоящей работы проведена существенная актуализация и доработка данного материала. Вторая часть иллюстрирует один из аспектов практического применения новой концепции на примере решения проблемы взимания НДС.

Данная статья адресована прежде всего руководителям и «рабочим лошадкам» мозговых центров крупнейших банков, финансовопромышленных групп и госорганов. Существенный интерес она должна также представлять для экспертов в области стратегического менеджмента, управленческого и бухгалтерского учета, информационноаналитических технологий. В ее основе лежат, с одной стороны, результаты осмысления практики анализа деятельности организаций различного типа (предприятий, банков, бюджетных организаций и т.д.), с другой результаты системного анализа происходящих изменений в мире и России.

Предметом рассмотрения здесь является система отражения транзакций (финансовых, материальных, коммуникационных), сопровождающих процесс производства добавленной стоимости, а так же различные виды систем транзакционного учета (бухгалтерского, управленческого, налогового учета). Цель работы наглядно показать путь и метод преодоления всей ущербности и несостоятельности существующей среды проведения деловых транзакций, а также перечисленных систем их учета.

Так сложилось, что действующая в России и во всем мире система осуществления и учета деловых транзакций (оплаты и физического перемещения ценностей, включая информацию) сложилась в эпоху, принципиально отличной от современной. Время зарождения платежнорасчетной и бухгалтерскоотчетной систем характеризуется, вопервых, доминированием материального производства, вовторых ориентацией на единичных субъектов узкоспециализированных национальных производителей (а не на систему из как минимум одной пары влияющих друг на друга субъектов), и втретьих отсутствием современных телекоммуникационных сетей и электронных технологий. Небольшой по сегодняшним меркам масштаб владения обусловил создание чуть ли не десятка самостоятельных уникальных систем расчетов между субъектами и отражения данных операций в бухгалтерском учете. Так возникли достаточно разные и трудно сопоставимые системы расчетов и бухгалтерского учета банков, производственных предприятий, страховых и бюджетных организаций, отечественных и зарубежных.

Что же произошло за последние 2050 лет в мировой экономике такого, что потребовало коренного пересмотра и перестройки рассматриваемых систем? Наиболее важными для управления стали две тенденции: неуклонный рост сектора услуг (например, в ВВП США сектор услуги составляет более 70%) и образование транснациональных компаний, финансовопромышленных групп. К последнему нужно добавить, что новые бизнесобразования стали все более активно изменять свои границы (особенно в России), а значит структуры производства добавленной стоимости и все что с этим связано географические структуры производства, организационные структуры, системы стимулирования, планирования, учета, контроля и т.д. Что же предложила управленческая наука в ответ? Практически ничего, ибо даже в самой современной корпоративной информационной системе отражена, по сути, управленческая модель «каменного» века ориентация на единичного национального производителя материальной продукции.

Глобализация (как в мире, так и в России) повлекла за собой кардинальное изменение требований к организации национальной бизнессреды. Требования информационной экономики в своем большинстве связаны с нормами и практикой «производства» и «обращения» информации. Действительно, в условиях фактического стирания границ государств и компаний, утраты главной функции денег меры стоимости (особенно это заметно на фондовом рынке), фактической монополизации всех существенных отраслей и рынков, ускорения темпа изменений материального мира, доминирующее значение приобретают средства производства информации и труд ее производителей (менеджеров как класса, специалистов сектора IT). В современном менеджменте происходит замена принципа «нельзя управлять тем, что нельзя измерить» принципом «нельзя управлять тем, результаты измерения чего не подтверждены встречным измерением». Во все более прозрачной экономике для усиления собственного влияния (как условия выживания) станеобходимо использование в системах управления принципа парных сравнений или, подругому, закона сохранения ценности (энергии, стоимости, времени). Только возможность автоматического сопоставления (верификации) данных об объектах управления с данными других взаимодействующих по всей цепи субъектов способно снизить риски несанкционированных потерь (нарушения прав собственности) и обеспечить необходимые гарантии рискующей стороне.

Ответом на жесткие требования времени можно считать процессы массового реинжиниринга бизнеспроцессов в крупных компаниях и госорганах, унификации различных стандартов, создания мощных информационноаналитических систем (в холдингах корпоративных, в государстве систем типа «Электронная Россия», «Электронная Москва»).

На наших глазах мир превращается в прозрачный шар, где малая часть людей/организаций обладает всей существенной информацией о большинстве другой части людей/организаций. Ярким примером всезнающей «малой» организации является недавно созданное в США Агентство внутренней безопасности. Одним из основных подразделений этого суперведомства (с годовым бюджетом $37,4 млрд. и численностью 170 тыс. человек) является Центр информационного анализа и защиты инфраструктурных систем, которому подчинены соответствующие подразделения министерства торговли, Пентагона, ФБР, министерства энергетики, министерства финансов, администрации президента и т.д. В России в этом направлении делаются только первые шаги создаются относительно мощные электронные ресурсы министерств, увеличивается обмен информацией между ними, осуществляются меры по все большему раскрытию информации о деятельности органов власти, готовится переход на биологические паспорта. В конечном итоге уже через 510 лет можно ожидать создания единой электронной информационноаналитической система учета транзакций (финансовых, материальных, коммуникативных) между всеми элементами экономической системы государства.

Под макрособственников и их управляющие системы создаются единые в мире правила игры профессиональные стандарты. Одним из основных общемировых стандартов постепенно становятся международные стандарты финансовой отчетности, которые разрабатываются сейчас на базе европейских стандартов IFRS и американских стандартов US GAAP. Следующий шаг в этом направление интеграция системы проведения и учета всех взаиморасчетов между организациями и физическими лицами в глобальную сеть (типа SWIFT). В рамках этого процесса между министрами финансов Евросоюза еще в начале 2003 года заключена так называемая «налоговая сделка», разрушившая по мнению экспертов институт банковской тайны[1]. По мере внедрения общемировых стандартов, проникновения во все сферы жизни Интернета, мобильной связи и биотехнологий, несколькими странами будут созданы единые информационноаналитические банки данных, в которых найдут отражение все аспекты деятельности (не только экономические) буквально всех организаций и частных лиц. В результате совладельцы данных систем (например, мажоритарные акционеры банков Morgan Stanley, Brunswick UBS, Goldman Sachs, Citigroup, HSBC, J.P. Morgan и др.) получат неограниченные возможности контроля над всеми операциями с материальными ценностями в большинстве государств. Времени на создание такой системы потребуется не так много, как кажется на первый взгляд (по нашим оценкам 2030 лет). Результатом этого процесса будет ограничение действия таких категорий, как коммерческая, банковская и личная тайны до границ сугубо нематериальных отношений наука, технологические разработки, оперативные планы, любовь, дружба и семейные отношения. Все остальное станет достоянием «ограниченной гласности».

Перед собственниками международных бизнесгрупп и, в первую очередь, крупными государственными чиновниками, встала до сих пор неразрешимая задача как в агрессивной среде управлять производством добавленной стоимости сложной, все время меняющейся структуры? Как построить систему управления в режиме реального времени экономическими субъектами с часто противоположными интересами, разным экономическим смыслом одних и тех же по форме транзакций/операций, разными жизненными циклами и законами, требованиями к персоналу и т.п.? Ответ лежит на поверхности нужно создавать интегрированную систему отражения деловых транзакций (финансовых, товарных и коммуникационных) в единой учетной подсистеме и на базе как минимум трех единых классификаторов (товаров, географических объектов и видов операций исходя из их экономического смысла). Государство, в котором удастся создать подобную систему должно получить неоспоримое конкурентное преимущество в борьбе за иностранные инвестиции и квалифицированный персонал.

Учитывая описанные изменения бизнессреды, мы попытались экстраполировать ее трансформацию (бизнессреды) на несколько лет вперед и разработали прототип основы будущей методологии осуществления и учета (что становится все менее отделимо друг от друга) операций между субъектами экономических систем отношений.

Драйвер «прозрачности»

Ключевая проблема верификации (проверки) любых утверждений и, в особенности, касающихся вопросов экономической деятельности субъектов, есть проблема сравнения парных разнополярных цепочек утверждений (например, показателей бухгалтерской отчетности разных субъектов по всей товаропроводящей цепи). Только в сравнении или сопоставлении данных и информации основных участников бизнеспроцесса можно выявлять реальное положение вещей и, посредством этого, управлять процессом и заставлять участников процесса придерживаться определенных правил поведения (делового, корпоративного).

Создание среды, позволяющей эффективно производить подобное сравнение данных по всей совокупности существенных субъектов экономических отношений (государства, предприятий, бизнесгрупп, рынков, регионов, отраслей), автоматически выявлять противоречия в формальных утверждениях собственников и менеджеров организаций, становится возможным, только в случае унификации соответствующей понятийно методологической базы. Что это значит? В первую очередь это означает необходимость приведения к одному «знаменателю» основных экономических категорий/объектов управления/учета (активов, капитала и обязательств, доходов и расходов, выручки и затрат, поступлений и выплат денежных средств) для субъектов различного типа или природы. Одним из основных критериев сегментации субъектов является принадлежность к одному из трех секторов экономики государственному, коммерческому и некоммерческому. При этом сектор коммерческих организаций в свою очередь делится на несколько принципиально разных в бухгалтерскорасчетном аспекте типа кредитные организации (банки), страховые организации, бюджетные, обычные предприятия и т.д.

В результате переосмысления экономического значения однотипных для организаций различного типа объектов управления, разработки единой экономикобухгалтерской модели оценки и учета их стоимости будет получен столь необходимый, как показано выше, универсальный классификатор объектов управления/учета. Без такого стандарта не может быть создана надкорпоративная информационная система, отвечающая современным требованиям собственников бизнеса и менеджеров компаний к получению достоверной и полезной информации об изменении структуры прав собственности всех существенных субъектов экономики и их деловой активности (отсюда информации о динамике параметров важнейших рынков и сегментов, промышленности и т.д.).

Современным аналогом экономического классификатора объектов управления[2] является, как известно, план счетов бухгалтерского учета, с использованием которого в учете (читай в системе управления) находят отражение все имущество организации (активы) и источники его образования (пассивы капитал и обязательства). На сегодняшний день в экономике России одновременно «живут» несколько типов плана счетов бухгалтерского учета (для обычных организаций, кредитных, бюджетных и т.д.; индивидуальные планы счетов организаций, составляющих отчетность по международным стандартам IFRS, US GAAP и т.п.). В том числе по этой причине важнейшая часть генерируемой организациями различного типа информации получается несопоставимой, а значит, непрозрачной и недостоверной.

Так получилось, что кредитные организации (банки) стали более открытыми и прозрачными (при желании ЦБ и Минфина), чем большинство обычных организаций. Такому неравному положению способствуют:

особое построение системы межбанковских расчетов (финансовый поток жестко структурируется по бухгалтерским счетам, которые для банков одновременно являются и расчетными);

наличие у всех субъектов отношений (каждого банка) обязательства ежемесячной сдачи в единый центр обработки (ЦБ, РКЦ) отчетности о движении денежных средств по каждому бухгалтерскорасчетному счету (читай объекту управления) в электронном виде (101я и другие формы);

обязательство ежедневного закрытия баланса (из мировой практики известно, что если баланс компании закрывается более чем через 5 суток после окончания отчетного периода, то доверять данным такого баланса уже нельзя);

отражение каждой операции каждого субъекта отношений в независимой информационной системе.

Отсюда возникает вопрос можно ли выровнять уровни информационной прозрачности и достоверности всех субъектов экономической системы государства (банков, коммерческих, некоммерческих и бюджетных организаций)? На наш взгляд это можно, нужно и не так трудно сделать, как кажется, с помощью разработки и внедрения универсальных экономических обоснований[3], регулирующих порядок совершения транзакций между субъектами и их учета.

Одним из основных регулирующих стандартов совершения транзакций и их учета всеми организациями, независимо от сферы деятельности и форм собственности, является, по нашему мнению, единый план счетов бухгалтерского учета движения прав собственности (денег, материальных ценностей и ценных бумаг) «Унифицированный план бухгалтерскорасчетных счетов (УПБРС) ». Этот или подобный ему стандарт должен стать основой для системы производства и обращения качественной информации (прозрачной и достоверной) об экономике в целом и ее отдельных участниках в частности.

Унифицированный план бухгалтерскорасчетных счетов

Рассмотрим современное «устройство» принципов построения планов счетов бухгалтерского учета и структуру планов счетов, действующих в организациях различного типа.

Как известно, счета бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций предназначены для отражения на них фактов хозяйственной деятельности организации, имеющих различное экономическое содержание. При этом учет в организации должен вестись строго методом двойной записи. По определению, план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, капитала, обязательств, финансовых и хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка)[4]; оставшаяся часть номера счета конкретной организации называется лицевым счетом и она должна соответствовать, по нашему убеждению, номеру ИНН экономического субъекта (только не существующего ИНН, а построенного на базе иной кодировки).

План счетов так же предназначен для унификации представления информации о деятельности различных организации, создания возможности проведения корректных сравнений показателей деятельности организаций друг с другом, проведения на этой основе оценки стоимости/эффективности экономических субъектов. Согласно МСФО План счетов бухгалтерского учета строится в соответствии со следующими принципами[5]:

План счетов должен обеспечить простое построение основных финансовых отчетов.

План счетов должен быть настолько гибким, для того чтобы иметь возможность расширяться в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компаний.

План счетов должен обеспечить достаточную детализацию для построения основных финансовых и управленческих отчетов.

Учитывая последние изменения в мировой экономике, мы бы добавили еще один принцип построения Плана счетов:

План счетов должен обеспечивать возможность автоматического сопоставления/консолидации/дифференциации данных об однородных по экономическому содержанию объектах учета организаций любого типа (коммерческих и некоммерческих, бюджетных, кредитных, страховых) и их групп за любые временные периоды и в любой оценке (стоимостной в любой валюте, условнонатуральной).

Как известно, в отличие от российских стандартов, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) не регламентируют, какой должен быть План счетов. Общим принципом составления Плана счетов в западных компаниях является:

в первой части плана счетов перечисляются все балансовые счета, указанные в порядке их встречаемости в балансовом отчете;

во второй части перечисляются счета прибылей и убытков.

Нумерация счетов соответствует порядку перечисления статей в балансовом отчете МСФО (как и в российском) в порядке убывания ликвидности. Активная часть баланса начинается с наименее ликвидных активов, то есть основных средств, а заканчивается наиболее ликвидным активом денежными средствами. То же можно сказать о пассивной части баланса: первым идет капитал пассивы, которые никогда не нужно возвращать, затем долгосрочные обязательства, и внизу краткосрочные пассивы (в GAAP обратный порядок). От себя добавим, что в зависимости от того, какого типа активы/пассивы доминируют в балансе организации (денежные, материальные или в виде ценных бумаг; собственные или привлеченные) детализируются и счета бухгалтерского учета данной организации, строки в разделах ее финансовой отчетности.

Базируясь на вышеприведенных принципах, План счетов по МСФО рекомендуется строить так:

1ХХХ Внеоборотные активы

2ХХХ Оборотные активы

3ХХХ Капитал

4ХХХ Долгосрочные обязательства

5ХХХ Доходы

6ХХХ Расходы

7ХХХ Счета управленческого учета

8ХХХ Забалансовые счета

Как же выглядят действующие планы счетов российских организаций из различных секторов экономики? Сравним структуру действующих Планов счетов предприятий и кредитных организаций (банков):

Предприятия

Кредитные организации

Бюджетные организации[6]

Раздел 1.

Внеоборотные активы

Обобщение информации о наличии и движении активов организации, которые относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.

Раздел 1.

Капитал и фонды

Назначение счетов этого раздела учет собственных средств банка, служащих обеспечением его обязательств.

Глава 1.

Основные средства и другие долгосрочные вложения

Раздел 2.

Производственные запасы

Обобщение информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве. Либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

Раздел 2.

Денежные средства и драгоценные металлы

Учитываются наиболее ликвидные, наименее рисковые и надежные вложения/активы банка (но, как правило, и наименее доходные). Счета отражают также вложения в драгоценные металлы и камни.

Глава 2.

Материальные запасы

Раздел 3.

Затраты на производство

Обобщение информации о расходах по обычным видам деятельности (кроме расходов на продажу). Счета используются для группировки расходов по статьям, элементам, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг).

Раздел 3.

Межбанковские операции

Отражаются корреспондентские отношения и взаимные расчеты между кредитными организациями. А также между кредитными организациями и учреждениями Центробанка РФ. Здесь же учитываются средства обязательных резервов, межбанковские кредиты и депозиты, просроченная задолженность и проценты по кредитам. Все кредиты и депозиты подразделяются по сопряженным срокам (от 1 дня до 3 лет и выше) и группируются в рамках одного балансового счета по восьми группам.

Глава 3.

Малоценные предметы

Раздел 4.

Готовая продукция и товары

Обобщение информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров.

Раздел 4.

Операции с клиентами

Открыты группы счетов по обслуживанию различных субъектов, учету операций с аккредитивами, расчетными чеками и т.д.; учету депозитов, кредитов (счета первого порядка подразделяются по субъектам, счета второго порядка по срокам предоставления/приема средств), резервов, просроченных ссуд и процентов.

Глава 4.

Готовая продукция

Раздел 5.

Денежные средства

Обобщение информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов.

Раздел 5.

Операции с ценными бумагами

Отражение операций банков с ценными бумагами. На активных счетах учитываются вложения банков в ценные бумаги (операции группируются по видам долговых обязательств, субъектам и срокам вложений/учета/погашения). На пассивных счетах отражаются выпускаемые и реализуемые банками ценные бумаги.

Глава 5.

Средства учреждений

Отражение средств бюджетов всех уровней, средств, полученных из внебюджетных источников, касса и прочие средства (аккредитивы, лимитированные чековые книжки, денежные документы, средства в пути и т.д.

Раздел 6.

Расчеты

Обобщение информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

Раздел 6.

Средства и имущество

Отражают операции по участию в дочерних и контролируемых АО, совместной хозяйственной деятельности путем перечисления средств в уставные капиталы организаций; расчетам с кредиторами и дебиторами; операциям с имуществом банка; доходы и расходы будущих периодов.

Глава 6.

Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета

Раздел 7.

Капитал

Обобщение информации о состоянии и движении капитала организации (в том числе сумм нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), средств целевого финансирования).

Раздел 7.

Результаты деятельности

Предназначен для учета промежуточных и конечных результатов деятельности банков, использованию прибыли. Пассивные счета открываются по учету доходов, активные по учету расходов.

Глава 7.

Расчеты

Раздел 8.

Финансовые результаты

Обобщение информации о доходах и расходах организации, а также выявление конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Б.

Счета доверительного управления

Глава 8.

Расходы по бюджетным средствам, полученным за счет внебюджетных источников

Забалансовые счета

Обобщение информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, условных прав и обязательств, а также для контроля над отдельными хозяйственными операциями

В.

Внебалансовые счета

Глава 9.

Финансирование из бюджета

Г.

Срочные операции

Глава 10.

Фонды и средства целевого назначения

Глава 11.

Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги

Д.

Счета депо

Глава 12.

Доходы, прибыли и убытки

Забалансовые счета

Как видно из таблицы, даже между планами счетов обычных, кредитных и бюджетных организаций (не говоря о планов счетов организаций других типов, а также планах счетов, разработанных на базе стандартов РФ, ЕС и США) существуют значительные различия, причем как обоснованные спецификой деятельности организаций, так и совсем необоснованные. Так как операции организаций различного типа по своему экономическому содержанию вполне сопоставимы друг с другом (сравните экономические последствия операции выдачи кредита для банка и операции передачи товара на консигнацию с заложенной в цену стоимости товарного кредита, для торгового предприятия), то и отражаться в информационной системе эти операции должны на одноименных счетах учета и строках баланса. Если такое изменение практики учета произойдет, то бухгалтерский учет в самой сложной организации банке будет осуществляться на базе единого матричного плана счетов, где плоскостями матрицы будут являться планы счетов контрагентов и клиентов банка, а так же самого банка. Каждый раздел такого плана счетов будет состоять из такого числа бухгалтерскорасчетных счетов, которое позволит адекватно учитывать (измерять, оценивать) соответствующие объекты управления, как если бы они доминировали в имущественном комплексе данной организации. При этом расчетные счета в традиционном понимании станут просто лишними (например, счета 51, 52 и т.д. плана счетов «простых» организаций). Общее количество счетов сильно возрастет, но визуализироваться в отчетах будут только активные счета нужного уровня агрегации (группировки).

Рис.1 Пример одного из разделов Унифицированного плана бухгалтерскорасчетных счетов.

В новой системе отражения межорганизационных отношений физическое осуществление расчетов организаций всех типов (например, банка и его клиентов) и отражение данных операций в бухгалтерском учете будет автоматически происходить на одних и тех же бухгалтерскорасчетных счетах так, как это сейчас происходит в банковской системе.

Во второй части работы предложенная модель проведения и учета транзакций будет рассмотрена более подробно.


[1] с 1 января 2004 года введена система, при которой банки обязаны сообщать имена вкладчиков из других стран союза их налоговым органам

[2] другого рода классификаторами объектов управления являются международные коды товаров во внешнеэкономической деятельности, используемые ГТК РФ, коды товаров МПС РФ и т.д.

[3] … Правила учета и процедуры управления корпорациями отражают стадии экономических и политических процессов, а не просто результат адаптации к рынку. Более того, никто еще не сформулировал экономические обоснования для регулирования правил учета (выделение Авт.). Финансовые отчеты готовили и использовали задолго до того, как возникло регулирование бухгалтерского учета.

(«Применение международных стандартов финансовой отчетности» под ред. Гершуна А.М., 2000)

[4] Новый план счетов бухгалтерского учета. М.: ООО «Нитар альянс», 2001г.

[5] Применение международных стандартов финансовой отчетности. Под ред. Гершуна А.М. М.: ФРБУ, 2001г.

[6] «План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и инструкция по его применению», М: «Финансы и статистика», 2000 г.