План счетов ближайшего будущего (окончание) Печать
29.08.2012 15:38

План счетов ближайшего будущего (окончание)

Часть 2. Целью настоящей публикации является раскрытие особенностей новой модели взаиморасчетов и «взаимоучета», иллюстрация одного из аспектов её практического применения на примере решения актуальной проблемы взимания НДС. // Максим Наумов футуролог, эксперт по информационным системам развития бизнеса, МВА. Специально для Банкир.Ру.

// Максим Наумов, футуролог, эксперт по информационным системам развития бизнеса, МВА Bankir.Ru

В первой части настоящей работы («Знакомьтесь и наслаждайтесь: план счетов ближайшего будущего. Часть 1») была обоснована необходимость принципиального изменения системы проведения денежных расчетов между экономическими субъектами и отражения результатов этих расчетов в бухгалтерском учете. В качестве основы для этой системы координат предложена концепция Унифицированного Плана бухгалтерскорасчетных счетов. Целью же настоящей публикации является раскрытие особенностей новой модели взаиморасчетов и «взаимоучета», иллюстрация одного из аспектов её практического применения на примере решения актуальной проблемы взимания НДС.

Выше мы логически обосновали необходимость и возможность унификации планов счетов организаций различного типа (предприятий, банков, страховых и бюджетных компаний), а также потребность в совмещении бухгалтерских и расчетных счетов по аналогии с банковскими счетами. В качестве примера рассмотрен раздел «Расчеты» Унифицированного плана бухгалтерскорасчетных счетов (рисунок 1).

Рис. 1. Примерная структура одного из разделов Унифицированного плана бухгалтерскорасчетных счетов

Структура унифицированного плана бухгалтерскорасчетных счетов является, по сути, универсальным классификатором объектов правоотношений экономических субъектов и может полностью соответствовать структуре международных стандартов финансовой отчетности (таблица 1).

Табл. 1. Структура Унифицированного плана бухгалтерскорасчетных счетов

Раздел

Назначение

Раздел 1.

Внеоборотные активы

Соответствует разделу «Средства и имущества» Плана счетов кредитных организаций.

Обобщение информации о наличии и движении той части ресурсов организации, которая относится к основным средствам, нематериальным активам, другим внеоборотным активам и от которых организация ожидает экономические выгоды в будущем, а также операций, связанных с их привлечением, строительством, приобретением и выбытием.

Раздел 2.

Оборотные активы

Соответствует разделам «Производственные запасы», «Готовая продукция и товары», «Денежные средства» Плана счетов организаций; разделу «Денежные средства и драгоценные металлы», активной части разделов «Межбанковские операции», «Операции с клиентами», «Операции с ценными бумагами» Плана счетов кредитных организаций.

Обобщение информации о наличии и движении ресурсов (оборотного капитала, предметов труда и т.д.), участвующих в создании добавленной стоимости в пределах нормального операционного цикла организации; права собственности на которые удерживаются в коммерческих целях или в течение короткого срока, и их предполагается реализовать в течение 12 месяцев с отчетной даты; эти активы не имеют ограничений на использование, а также операций, связанных с получением прав собственности на ресурсы данного типа (привлечением, приобретением, заготовлением и т.п.).

Раздел 3

Расчеты

Соответствует разделам «Межбанковские операции», «Операции с клиентами» Плана счетов кредитных организаций.

Обобщение информации о всех видах расчетов (включая неденежные) организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов (пример см. выше)

Раздел 4 .

Капитал

Соответствует разделу «Капитал и фонды» Плана счетов кредитных организаций.

Обобщение информации о состоянии и движении доли в активах организации, остающейся после вычета всех ее обязательств.

Раздел 5.

Обязательства

Соответствует пассивной части разделов «Межбанковские операции», «Операции с клиентами», «Операции с ценными бумагами» Плана счетов кредитных организаций; пассивной части разделов «Расчеты» Плана счетов некредитных организаций.

Обобщение информации о состоянии и изменении текущей задолженности организации, возникающей из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из организации ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Раздел 6.

Результаты деятельности

Соответствует разделам «Затраты на производство», «Финансовые результаты» Плана счетов организаций.

Обобщение информации о доходах и расходах организации, а также выявление промежуточных и конечного результатов деятельности организации за отчетный период, а также о направлениях использования прибыли. При этом под доходом понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников уставного (акционерного) капитала.

Под расходами понимается соответствующее уменьшение экономических выгод.

Раздел 7.

Забалансовые счета и счета управленческого учета

Соответствует разделам «Б. Счета доверительного управления», «В. Внебалансовые счета», «Г. Срочные операции», «Д. Счета депо» Плана счетов кредитных организаций.

Обобщение информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, условных прав и обязательств, а также для контроля над отдельными хозяйственными операциями или правами собственности на отдельные активы.

Раздел 8.

Баланс движения материальных ценностей

Обобщение информации о физическом наличии и движении товарноматериальных ценностей организации во внешней среде (поступление, отгрузка, перемещение).

Раздел 9.

Баланс коммуникационных транзакций

Обобщение информации о входящих, исходящих и внутренних коммуникациях (отношения с общественностью, партнерами, стейкхолдерами, контрагентами в электронной, устной, документарной форме).

В новой системе отражения межорганизационных отношений физическое осуществление расчетов организаций всех типов (например, банка и его клиентов) и отражение данных операций в бухгалтерском учете будет автоматически происходить на одних и тех же бухгалтерскорасчетных счетах так, как это сейчас происходит в банковской системе. Это кроме всего прочего позволит устранить опасный волюнтаризм организаций в учете и отчетности, допускаемый сейчас международными стандартами финансовой отчетности. Ситуация, в которой разнородный финансовый поток организацииклиента банка сливается в один единственный канал расчетный счет организации (например, 40702…) будет исправлена и все заинтересованные пользователи получат возможность иметь достоверную, легко проверяемую и сопоставимую информацию из относительно независимого источника (нейтральной системы учета информации о движении и наличии прав собственности). Это одна из ключевых идей.

Данная модель бухгалтерскорасчетных счетов помимо наличия очевидных управленческих преимуществ лишена двух существенных недостатков, присущих практике учета по международным и отечественным стандартам. Это, соответственно, проблема сложных проводок (участия нескольких счетов в проводке, когда несколько счетов дебетуется и кредитуется) и проблема наличия активнопассивных счетов, а так же связанная с этим необходимость оперировать неудобной «корреспонденцией счетов». В нумерации счетов ликвидирована так же проблема унификации кодов учета организацийконтрагентов.

Рис. 2. «Старая» и «новая» система расчетов между организациями

Возможно состояние «тотальной» прозрачности вызовет неудовольствие некоторых собственников и топменеджеров компаний как этот так, мой банк или еще ктото будет знать реальное назначение всех операций?! На это можно ответить следующим. Вопервых, даже сейчас практически о любой компании в любой развитой стране мира можно получить практически любую информацию (вопрос цены и времени). Вовторых, предлагаемая система расчетов и их бухгалтерского учета по сути ничего не меняет затраты на проведение транзакций не увеличиваются, просто продуктом бухгалтера организации будет пользоваться еще один потребитель банк, так как передача прав собственности (деньги, обязательства) будет осуществляться сразу с одного бухгалтерскорасчетного счета организации на другой бухгалтерскорасчетный счет организацииконтрагента. Втретьих, законы о банковской и коммерческой тайнах никто отменять не собирается. Вчетвертых, информация о собственниках организации и ее бухгалтерской отчетности являются открытой информацией, а потому данные фактически ежедневных бухгалтерских отчетов организаций по определению не могут являться закрытой информацией. Ну и впятых, для того, чтобы всетаки защитить организации от излишней информированности конкретных банков о своей деятельности, нужно просто рекомендовать организациям держать разные бухгалтерскорасчетные счета в разных банках (тогда ни один банк не будет иметь целостной картины о деятельности организации).

Устранение описанных выше искусственных различий в практике осуществления транзакцй организациями различного типа и их (транзакций) отражения на счетах бухгалтерского учета должно стать основой для создания:

общего плана бухгалтерскорасчетных счетов для организаций всех типов;

новой модели осуществления и одновременного отражения операций (в том числе неденежных) всех субъектов экономики в единой интегрированной учетной системе;

единой информационной базы операций всех субъектов экономики, уникальной по своим возможностям и качеству информационных продуктов.

Бизнесу и государству мало НДСсчетов

Проиллюстрируем возможности новой модели денежных расчетов между организациями с одновременным отражением транзакций на унифицированных счетах бухгалтерского учета примером решения актуальной проблемы взимания НДС.

С момента одобрения правительством новой концепции взимания НДС в начале октября 2003 года до принятия решения о замораживании проблемы на полгода, в деловой прессе было опубликовано свыше сорока аналитических статей о вреде так называемых «спецсчетов». Наиболее активные лоббисты существующей системы взимания НДС (например, А.Дворкович из Администрации Президента) привели, казалось бы, неопровержимые аргументы опасности правительственной новации, но не поняли главного стратегической идеи введения дополнительных счетов. Я даже подозреваю, что и сами разработчики НДСконцепции не осознали действительного потенциала болгарской идеи. А идеято, в общем, лежала на поверхности прозрачность и эффективность государственной экономической системы невозможно обеспечить без глубокой структуризации и персонализации товарноденежных потоков. Пока формальные органы власти не станут понимать назначения каждой транзакции экономических субъектов, не научатся проверять соответствие декларируемого назначения реальному (с помощью анализа транзакционных цепочек), они не получат реальной власти. Бесполезно выстраивание сколь угодно эффективных на бумаге систем налогообложения и контроля, так называемых правил игры, если существуют тысячи лазеек по их обходу (особенно для российского менталитета). Проблема сбора НДС частная проблема, которую пытаются решить в отрыве от общей системы и крайне непопулярными мерами. Любой налоговый консультант нарисует десяток схем по приспособлению к новым условиям и сохранению «нужной» эффективной ставки налогообложения компании. В таком случае, на кого сработает правительственная новация? Правильно, на бухгалтерсконалоговуюбанковскую братию (при всем моем уважении к работникам экономического труда), и против реальных предпринимателей. Однако у государства и честных владельцев компаний есть глобальная проблема с созданием эффективной экономической системы, и эту проблему все равно придется решать. Эволюционно проблему не решить, известные методы перестали работать во всем мире. Что делать бедному на средства и идеи госаппарату? Иного выхода, чем создание информационноаналитической инфраструктуры принципиально новой функциональности просто нет.

Посмотрим на проблему чуть шире. Какие глубинные интересы преследует государство, пытаясь создать громоздкую систему спецсчетов для расчетов по НДС? Таких интересов всего три:

1. Привести в соответствие содержание системы формирования налогооблагаемой базы и уплаты налогов в бюджет, а также определения прибыли и выплаты дивидендов владельцам предприятий, с формой (законами, договорами).

2. Обеспечить равные (для конкуренции) и безопасные (чтоб не обрекать на уклонение от налогов) условия деятельности экономических субъектов.

3. Сделать конкурентоспособной систему государственного управления экономикой и, тем самым, обеспечить лояльность электората.

В этом свете решение проблемы взимания НДС, как уже было сказано, является лишь одной из задач правительства, причем далеко не самой главной. Несмотря на все ошибки при попытке введения НДСсчетов, по моему глубокому убеждению, уже через 510 лет в России каждое среднее и крупное предприятие будет иметь минимум 150200 специальных расчетных счетов для обслуживания товарноденежных потоков разного экономического содержания. Модель расчетов и учета операций предприятий будет сильно напоминать аналогичную модель любого банка, точнее, являться ее частью.

Вспомним, как сегодня проходит транзакция на любом предприятии, например, оплаты сырья (укрупненно): получение счета → акцепт счета → перечисление средств с общего расчетного счета предприятия (то есть через который обычно проходят все средства) на общий расчетный счет поставщика → разнесение произведенных операций по счетам бухгалтерского учета (проводка). Обратные действия совершаются у поставщика. Что же «видит» или может видеть третья сторона государство? В лучшем случае через месяц, налоговый инспектор увидит в отчетности небольшое изменение баланса (из «общего котла» одного предприятия в «общий котел» другого предприятия «упала денежка»). А как точно такая же операция совершается в банке? Все то же самое, только средства двигаются не по общим расчетным счетам, а по специальным расчетным и, одновременно, бухгалтерским счетам, предназначенным исключительно для операций конкретного экономического содержания (счетам второго порядка). В результате, что «видит» государство уже в момент совершения операции между двумя банками? Государство видит самое главное какая реальная операция, по мнению банка, стоит за перечисленными деньгами. Простое автоматическое сопоставление подобного «знания» по соответствующей цепочке из нескольких экономических субъектов дает государству знание действительного смысла (и попыток его искажения) каждой транзакции в режиме реального времени.

Выводы.

Внедрение в России предложенной системы осуществления и учета транзакций между субъектами экономических отношений всех типов, на основе Унифицированного плана бухгалтерскорасчетных счетов способно действительно изменить бизнессреду в сторону повышения достоверности и полезности ее информационных продуктов. Это в свою очередь обеспечит реальную защиту интересов инвесторов и государства, обеспечить приток инвестиций в Россию и резкий скачок производительности.

В данной работе представлена только небольшая часть результатов исследований, которые проводятся инициативной группой экспертов. Здесь не затронуты многие важные аспекты новой системы регистрации и учета наличия и движения прав собственности, например, по операциям между физическими лицами и организациями посредством пластиковых карт. Не приведен проект полного Унифицированного плана бухгалтерскорасчетных счетов (по которому уже сейчас работают аналитики). Нет описания методики отражения в системе неденежных транзакций. Практически ничего не сказано о подсистеме отражения нематериальных межорганизационных отношений (коммуникаций). Остались незатронутыми вопросы применения средств технического и фундаментального анализа, используемые на рынке ценных бумаг, для анализа трендов количественных и качественных параметров организаций.

Возможно, комуто представленные прогнозы и предложения покажутся оторванными от реальности и труднореализуемыми. Если уж переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в России происходит 10 лет, то как может быть изменена вся устоявшаяся практика осуществления транзакций и их бухгалтерского учета сразу всех без исключения организаций? подумают некоторые. На сколько порядков увеличится объем циркулирующей информации в измененной системе регистрации наличия и движения прав собственности всех организаций, когда только количество бухгалтерскорасчетных счетов каждой организации резко увеличится? скажут другие.

На это можно ответить просто мы, по сути, не предлагаем чегото нового. Каждый отдельный элемент новой системы уже давно работает на практике, проблема была только в их интеграции и стандартизации. Да, переход к реально прозрачным материальным отношениям экономических субъектов будет сопровождаться неизбежными проблемами. Однако, по нашему глубокому убеждению, другого пути развития мировой и национальной бизнессреды быть не может, а озвученные проблемы всего лишь технические проблемы, причем уже решенные. Переход на представленную систему межорганизационного взаимодействия в области обмена правами собственности произойдет после неизбежных при существующем устройстве бизнессреды эксцессов (крупных терактов, политических и финансовых потрясений). Новая бизнессреда, конечно, не станет панацеей от больших для общества проблем, но существенно снизить общую неопределенность и риски она, безусловно, сможет.