Амортизация автотранспорта от даты госрегистрации не зависит |
29.08.2012 13:47 |
Рассмотрен вопрос о правомерности учета в составе расходов амортизации, начисленной по транспортным средствам, не зарегистрированным в органах ГИБДД, а также амортизационной премии по ним. Финансовое ведомство приняло сторону налогоплательщика. Значит, для этого есть веские основания… (Письмо Министерства финансов РФ от 13.06.12 № 03-03-06/1/303) Скачать письмо Министерства финансов РФ от 13.06.12 № 03-03-06/1/303 Если регистрация затягивается Организация, столкнувшись на практике с задержкой госрегистрации автотранспорта, попросила разъяснить следующее. По общему правилу начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию. При этом в первом месяце амортизации можно списать в расходы еще и амортизационную премию (от 10 до 30% в зависимости от амортизационной группы, к которой отнесено основное средство). Организация учитывает указанные расходы по незарегистрированным (по не зависящим от нее причинам) автомобилям. Вправе ли она так поступить? Для справки: автотранспорт входит в основном в третью–пятую группы, так что речь идет о 30 процентах – эта величина амортизационной премии предусмотрена для основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам (п. 9 ст. 258 НК РФ). В запросе приведено несколько ситуаций из хозяйственной деятельности компании, когда между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительный промежуток времени. Это возможно по следующим причинам: – документы на регистрацию поданы вовремя, однако в ГИБДД регистрационные действия с выдачей документов и регистрационных знаков проводятся более месяца* 1; – документы на регистрацию поданы с опозданием – по истечении пяти дней после приобретения транспортного средства. Задержка подачи документов в органы ГИБДД связана с проведением тендера по выбору страховой компании для осуществления ОСАГО* 2. Нюанс состоит в том, что до регистрации в органах ГИБДД транспортные средства не эксплуатируются, поскольку не могут быть допущены к дорожному движению на территории РФ. В то же время они принимаются к налоговому учету с момента оформления акта по форме № ОС-1* 3 (то есть до регистрации в ГИБДД). И со следующего месяца по ним начинается начисление амортизации. Отметим еще один момент. Подобные ситуации довольно часто возникают при наличии на балансе специального транспорта. Примером может служить дооснащение специальных автотранспортных средств (инкассаторских автомобилей, сельхозмашин и т. д.), которое с учетом технических особенностей может занять длительное время. А к бухгалтерскому учету основные средства принимаются, когда полностью сформирована их себестоимость. Согласно пункту 32 Методических указаний…* 4, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в которую включаются также затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования. Закон регистрировать движимое имущество не требует Минфин России подтвердил правомерность действий организации, мотивировав это так. Действительно, в налоговом законодательстве есть норма, позволяющая учитывать некоторые активы в составе основных средств только после государственной регистрации прав на них. Так, в силу пункта 11 статьи 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации согласно законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Требование о госрегистрации сделок содержится в статье 164 Гражданского кодекса РФ. Но оно касается недвижимого имущества и лишь отдельных видов сделок с движимым имуществом, определенных законом (в частности, передачи прав собственности на предметы из Музейного фонда)* 5. Исходя из положений статьи 130 ГК РФ, автотранспортное средство является движимым имуществом. В комментируемом письме разъяснено, что, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 164 ГК РФ госрегистрация сделок с движимым имуществом не требуется (кроме предусмотренных законом случаев), необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена. Что касается постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», то оно регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах. Но не устанавливает законодательной обязанности по регистрации права на данное транспортное средство. Следовательно, пункт 11 статьи 258 НК РФ здесь не применим. Финансисты поддержали подход организации и в отношении возможности учета в расходах затрат на капитальные вложения (в виде амортизационной премии) по транспортным средствам, не зарегистрированным в органах ГИБДД. Обосновано это тем, что такие расходы признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации указанных основных средств. Это прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 272 НК РФ. Таким образом, в Минфине России согласны с тем, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). При этом расходы в виде амортизационной премии отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации. |