ВТО – глобальный коммерческий проект |
17.09.2012 13:43 |
С. В. Тяпухин, эксперт журнала Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2012 Время идет. Еще 25 лет назад мало кто знал, что такое компьютер. В начале 90-х к нам в организацию впервые привезли это чудо техники. Все воспринимали работу на нем в штыки, особенно персонал со стажем. Люди хотели продолжать пользоваться «амбарными» книгами. Неизвестность пугает, а у страха глаза, как известно, велики! Сегодня – это завтра, которого мы так боялись вчера. А что касается того компьютера – не прошло и года, как никто уже не мог вспомнить, что когда-то было по-другому… ВТО. Каждый, наверное, что-то слышал об этом. То мы вот-вот вступим в этот спасительный для нашей страны оазис, то вновь появляются какие-то проблемы, и все откладывается на неопределенный срок. И те, кто начал уже было паниковать, снова переводят дух. Создание организации По мере того как мировая торговля набирала обороты, необходимость создания некоего наднационального органа, призванного регулировать вопросы в этой сфере, нарастала. Так или иначе он не появиться не мог. Катализаторами к его созданию служили природные катаклизмы, войны, экономические кризисы. Одним из мощнейших кризисов, постигших индустриальные страны, стал кризис 20-х годов прошлого века. Попытки отдельных стран выйти из него часто сводились к установлению односторонних заградительных барьеров в виде высоких пошлин на поступающий импорт с целью помочь собственному производителю. Эти факторы побудили развитые страны заняться вопросами создания международных финансовых институтов. В 1944 году были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции, а в 1947 году подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). В последующие годы это соглашение оказалось достаточно эффективным инструментом. В рамках ГАТТ стали регулярно проводиться раунды переговоров между странами-участницами. Все участники приняли обязательства по неукоснительному исполнению основных соглашений и юридических норм организации. Так и появилась межнациональная торговая организация, призванная разрабатывать и контролировать выполнение всеми участвующими странами многосторонних торговых соглашений. В 1995 году ГАТТ была преобразована в ВТО. На сегодняшний день Всемирной торговой организацией регулируется более 90% всего мирового оборота товаров и услуг. Такая организация должна была быть именно наднациональной, чтобы ее решения, в том числе по исковым обращениям государств на противоправные действия других стран-участниц, были обязательны для исполнения на национальном уровне любым членом организации. Здесь, вроде бы, просматривается некая угроза суверенитету, но в противном случае смысла бы в ней просто не было. Сейчас организация насчитывает более 500 сотрудников, имеет бюджет около 200 млн долл. США. Штаб-квартира Всемирной торговой организации расположена в Швейцарии, в Женеве. Глава ВТО (генеральный директор) – Паскаль Лами. Сегодня во Всемирную торговую организацию входят 157 стран и еще десятки ожидают приема. Процедура вступления Для всех стран, желающих присоединиться к международному торговому соглашению, действует одна и та же процедура. Специалисты изучают экономические торговые таможенные нормы и правила в стране-претенденте, затем это соотносится с аналогичными позициями, действующими в ВТО. Параллельно проходят переговоры и консультации со всеми странами – членами организации, нуждающимися в подобных переговорах и подавшими официальный запрос, об условиях вхождения страны-соискателя в ВТО. Обычно обсуждаются лишь коммерческие уступки другим участникам ВТО, на которые присоединяющаяся страна сможет пойти по доступу на ее внутренний рынок импортных товаров и услуг. Очевидно, что чем крупнее государство, желающее вступить в ВТО, а соответственно, и объемнее его рынки, тем процедура согласования условий проходит дольше. Кроме того, период вступления зачастую зависит от того, как настойчиво страна-кандидат будет отстаивать более благоприятные для себя условия и защищать национальные интересы. На заключительном этапе внутреннее законодательство страны-соискателя приводится в соответствие нормам ВТО и достигнутым в ходе переговоров договоренностям. Заканчивается процесс процедурой регистрации нового члена. Что касается нашей страны, то впервые о намерении вступить во Всемирную торговую организацию тогда еще молодая Россия заявила в далеком 1993 году. В то время, правда, Россия, имевшая статус наблюдателя, полученный в наследство от СССР, хотела присоединиться к существовавшей на тот момент ГАТТ, но, как только произошла реорганизация, рабочая группа автоматически продолжила заниматься вступлением в ряды ВТО. С тех пор минуло уже более 18 лет… По принципам ВТО при вхождении в ее состав стран-«новичков» любой из существующих членов организации обладает правом потребовать двусторонних переговоров с «новичками» по интересующим его вопросам. Отметим, что с нами провести подобные переговоры захотели сразу более 60 стран мира. Долгие годы ушли на встречи и согласования условий. Самыми трудными получились переговоры с Китаем, Евросоюзом и Америкой, которые уступили в этой же последовательности. Первым из них в 2002 году, благодаря дипломатическим усилиям наших участников переговоров во главе с тогдашним премьером М. Касьяновым, сдался Китай. В 2004 году свое согласие дали и страны Еврозоны. Переговоры с США были очень трудными и продолжительными, но и американцы в 2006 году дали зеленый свет. Прошли переговоры и с остальными государствами, также желающими выдвинуть свои требования и претензии к России, но они уже имели отчасти формальный характер. Самыми непримиримыми противниками вхождения России в ВТО (впрочем, как и по многим другим вопросам) предсказуемо стали Украина и Грузия. Михаил Саакашвили, кстати, до сих пор при удобном случае высказывает свою крайне негативную точку зрения по этому вопросу. Однако ведущие мировые державы его мнение предпочитают не замечать, так как внутренние рынки России видятся им давно желанным пирогом. За эти годы Россия провела в соответствии с нормами ВТО беспрецедентное реформирование экономики и своего торгового и финансового законодательства. Существует мнение, что, вступив в ВТО, нашей стране можно попытаться стать центром интеграционных процессов с членами ВТО, имеющими схожие интересы и цели (допускаем, что на начальном этапе это будут страны СНГ). Это может сделать наши позиции весомее, ведь очевидно, что наши интересы вступят в прямое противоречие с интересами существующих коалиций развитых государств. Ситуация сегодня Всемирная торговая организация открыто не занимается экономическими и политическими вопросами, а только регламентирует международную торговлю. Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран – членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ВТО, на первый взгляд, могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:
Мировая практика свидетельствует, что вступление в ВТО государств с недостаточным уровнем развития экономики, с одной стороны, не влияет положительно на развитие их экономики – эти страны скорее крупно проигрывают, нежели получают какие-либо выгоды (защищать свои внутренние рынки от экспансии им крайне сложно), с другой – открывая свой рынок и становясь частью огромного международного торгового пространства, развивающиеся страны, возможно, ожидают приток иностранного капитала в свою экономику. Например, наш сосед сегодня, а в недавнем прошлом и часть нашей общей страны, Кыргызстан вступил в ВТО в декабре 1998 года. Процесс вступления от момента подачи заявки до регистрации членства прошел в рекордные сроки – чуть больше двух лет. Надо отметить, что в процессе переговоров и консультаций Кыргызстан подписал ряд необязательных соглашений как с самой организацией ВТО, так и с некоторыми странами-участницами. Соглашения коснулись госзакупок, металлургии, сельского хозяйства, текстильной и химической промышленности, информационных технологий и других отраслей. Эксперты отмечают, что страна вошла в ВТО на очень невыгодных для себя условиях. И что же в республике сегодня? В интервью ежемесячнику «Мосты» представитель администрации президента Кыргызстана, первый заместитель руководителя Муктар Джумалиев пишет: «Безусловно, Кыргызстан уже получает преимущества от членства в ВТО и может продолжать получать их в дальнейшем. Страна уже не сталкивается с несправедливой торговой практикой со стороны членов ВТО: большинство спорных вопросов разрешаются в процессе неформальных двусторонних консультаций». Другая наша бывшая союзная республика Молдова вступила в ВТО в 2001 году. Заместитель министра экономики республики Молдова Октавиан Калмык отметил: «Нельзя отрицать, что при вступлении в ВТО по некоторым позициям переговоры были проведены не на должном уровне, и таможенные пошлины на импортные товары, аналогичные тем, что изготавливаются на местном рынке, не так высоки, как бы хотелось некоторым нашим производителям. Пункт, касающийся таможенной политики, является основным как в процессе вступления в ВТО, так и после. Другие аспекты, связанные с торговлей и услугами, интеллектуальной собственностью, воспринимаются менее животрепещуще. Несомненно, положительные моменты превосходят отрицательные». Что касается Украины, ставшей полноправным членом ВТО в феврале 2008 года, здесь полярность мнений более отчетлива. При вступлении в ВТО в стране существовало мощное движение противников этому процессу, но «оранжевое» правительство на волне эйфории видело в этом шаге один из основных приоритетов развития страны. Все делалось в спешке. В результате Украина попала в ВТО также на весьма невыгодных условиях. Как и ожидали некоторые эксперты и промышленники, реальные потери спустя годы членства ощутимо превзошли преимущества. В настоящий момент, когда «выжившие» отрасли производства считают убытки, власти пытаются пересмотреть принятые на себя обязательства нахождения в ВТО. Однако у экс-министра экономики Украины Богдана Данилишина позитивное мнение на этот счет: «Первый год пребывания в организации оказался успешным. По объемам торговли Украина заняла 33 место среди остальных 152 стран-членов. Наладить более тесные торговые связи с другими участниками ВТО помогло прекращение квотирования экспорта украинской металлопродукции. Так, объемы поставки металлопродукции в Болгарию выросли более чем в три раза, в Румынию – в 1,7 раза. Утешительные торговые результаты прослеживались с африканскими странами и США, с которыми украинский внешнеторговый оборот вырос соответственно на 61 и 85%». Как мы видим, никакой истерии по поводу вступления в ВТО в рядах наших соседей-пионеров из экс-советских республик нет. Идет нормальный рабочий процесс. А опасаться было чего. Известно, что на сегодняшний день в рамках Всемирной торговой организации развитые западные страны применяют замаскированные торговые барьеры: различные санитарные нормы, требования сертификации продукции, специфические технические стандарты и условия. Тем самым они защищают национальный бизнес и пытаются оградить проблемные места внутреннего рынка от свободной конкуренции со стороны других членов организации. Если называть вещи своими именами, страны с развитой рыночной экономикой при помощи инструментов ВТО фактически ведут деятельность по захвату наиболее перспективных и располагающих запасами углеводородов на своих территориях стран, превращая их, по сути, в свои «бензоколонки». Развивающимся странам, где сегодня проживает более 80% населения всей планеты, остается только бороться за свои интересы и отстаивать свои права при помощи имеющихся в ВТО инструментов и зачастую небезуспешно. На сегодняшний день Россия является крупнейшей мировой державой, до сих пор не входящей в ряды ВТО. Присоединение РФ к Всемирной торговой организации вызывает, что совершенно нормально, противоположные точки зрения. Однако негатив в СМИ значительно преобладает, и это наводит на мысль, что в стране формируется мощное движение противников ВТО. Но вполне возможно, что это не что иное, как спланированный и профинансированный пропагандистский механизм: «улитка, ползущая по рельсам, почувствовав приближающийся поезд, всегда прячется в свою раковину». Возможные за Существует ряд объективных причин, по которым вступление России во Всемирную торговую организацию может быть выгодным.
Возможные против Наша промышленность, как совершенно неконкурентоспособная по многим направлениям, имеет высокие шансы потерпеть сокрушительное поражение в предстоящем сражении. И на то есть следующие причины.
Для справки Средняя цена на российскую нефть марки Urals, по данным за июнь, составила 93,81 долл. США за баррель. Это на 15,4 долл. США ниже, чем в мае. На лицо серьезное падение, которое составляет около 14%. С другой стороны, средняя цена российской нефти с начала года оказалась выше, чем за аналогичный период 2011 года – 111,91 долл. США за бочку против 108,25 долл. США. * * * В следующем номере журнала мы продолжим анализ возможных выгод и угроз для экономики нашей страны при вступлении во Всемирную торговую организацию. Подробно разберем ситуацию на примере аграрного сектора. Изучим мнения авторитетных экономистов, промышленников и политиков по этому вопросу и подведем итоги нашего обзора. [1] Комитет российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по торговой политике в ВТО (www.rgwto.com). |