Home Аудит Сатьи ВТО – глобальный коммерческий проект
ВТО – глобальный коммерческий проект PDF Печать E-mail
17.09.2012 13:43
С. В. Тяпухин, эксперт журнала

Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2012

Время идет. Еще 25 лет назад мало кто знал, что такое компьютер. В начале 90-х к нам в организацию впервые привезли это чудо техники. Все воспринимали работу на нем в штыки, особенно персонал со стажем. Люди хотели продолжать пользоваться «амбарными» книгами. Неизвестность пугает, а у страха глаза, как известно, велики! Сегодня – это завтра, которого мы так боялись вчера. А что касается того компьютера – не прошло и года, как никто уже не мог вспомнить, что когда-то было по-другому…

ВТО. Каждый, наверное, что-то слышал об этом. То мы вот-вот вступим в этот спасительный для нашей страны оазис, то вновь появляются какие-то проблемы, и все откладывается на неопределенный срок. И те, кто начал уже было паниковать, снова переводят дух.

Создание организации

По мере того как мировая торговля набирала обороты, необходимость создания некоего наднационального органа, призванного регулировать вопросы в этой сфере, нарастала. Так или иначе он не появиться не мог. Катализаторами к его созданию служили природные катаклизмы, войны, экономические кризисы. Одним из мощнейших кризисов, постигших индустриальные страны, стал кризис 20-х годов прошлого века. Попытки отдельных стран выйти из него часто сводились к установлению односторонних заградительных барьеров в виде высоких пошлин на поступающий импорт с целью помочь собственному производителю. Эти факторы побудили развитые страны заняться вопросами создания международных финансовых институтов.

В 1944 году были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции, а в 1947 году подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). В последующие годы это соглашение оказалось достаточно эффективным инструментом. В рамках ГАТТ стали регулярно проводиться раунды переговоров между странами-участницами. Все участники приняли обязательства по неукоснительному исполнению основных соглашений и юридических норм организации. Так и появилась межнациональная торговая организация, призванная разрабатывать и контролировать выполнение всеми участвующими странами многосторонних торговых соглашений.

В 1995 году ГАТТ была преобразована в ВТО. На сегодняшний день Всемирной торговой организацией регулируется более 90% всего мирового оборота товаров и услуг. Такая организация должна была быть именно наднациональной, чтобы ее решения, в том числе по исковым обращениям государств на противоправные действия других стран-участниц, были обязательны для исполнения на национальном уровне любым членом организации. Здесь, вроде бы, просматривается некая угроза суверенитету, но в противном случае смысла бы в ней просто не было.

Сейчас организация насчитывает более 500 сотрудников, имеет бюджет около 200 млн долл. США. Штаб-квартира Всемирной торговой организации расположена в Швейцарии, в Женеве. Глава ВТО (генеральный директор) – Паскаль Лами. Сегодня во Всемирную торговую организацию входят 157 стран и еще десятки ожидают приема.

Процедура вступления

Для всех стран, желающих присоединиться к международному торговому соглашению, действует одна и та же процедура. Специалисты изучают экономические торговые таможенные нормы и правила в стране-претенденте, затем это соотносится с аналогичными позициями, действующими в ВТО. Параллельно проходят переговоры и консультации со всеми странами – членами организации, нуждающимися в подобных переговорах и подавшими официальный запрос, об условиях вхождения страны-соискателя в ВТО. Обычно обсуждаются лишь коммерческие уступки другим участникам ВТО, на которые присоединяющаяся страна сможет пойти по доступу на ее внутренний рынок импортных товаров и услуг. Очевидно, что чем крупнее государство, желающее вступить в ВТО, а соответственно, и объемнее его рынки, тем процедура согласования условий проходит дольше. Кроме того, период вступления зачастую зависит от того, как настойчиво страна-кандидат будет отстаивать более благоприятные для себя условия и защищать национальные интересы. На заключительном этапе внутреннее законодательство страны-соискателя приводится в соответствие нормам ВТО и достигнутым в ходе переговоров договоренностям. Заканчивается процесс процедурой регистрации нового члена.

Что касается нашей страны, то впервые о намерении вступить во Всемирную торговую организацию тогда еще молодая Россия заявила в далеком 1993 году. В то время, правда, Россия, имевшая статус наблюдателя, полученный в наследство от СССР, хотела присоединиться к существовавшей на тот момент ГАТТ, но, как только произошла реорганизация, рабочая группа автоматически продолжила заниматься вступлением в ряды ВТО. С тех пор минуло уже более 18 лет…

По принципам ВТО при вхождении в ее состав стран-«новичков» любой из существующих членов организации обладает правом потребовать двусторонних переговоров с «новичками» по интересующим его вопросам. Отметим, что с нами провести подобные переговоры захотели сразу более 60 стран мира. Долгие годы ушли на встречи и согласования условий. Самыми трудными получились переговоры с Китаем, Евросоюзом и Америкой, которые уступили в этой же последовательности. Первым из них в 2002 году, благодаря дипломатическим усилиям наших участников переговоров во главе с тогдашним премьером М. Касьяновым, сдался Китай. В 2004 году свое согласие дали и страны Еврозоны. Переговоры с США были очень трудными и продолжительными, но и американцы в 2006 году дали зеленый свет. Прошли переговоры и с остальными государствами, также желающими выдвинуть свои требования и претензии к России, но они уже имели отчасти формальный характер. Самыми непримиримыми противниками вхождения России в ВТО (впрочем, как и по многим другим вопросам) предсказуемо стали Украина и Грузия. Михаил Саакашвили, кстати, до сих пор при удобном случае высказывает свою крайне негативную точку зрения по этому вопросу. Однако ведущие мировые державы его мнение предпочитают не замечать, так как внутренние рынки России видятся им давно желанным пирогом.

За эти годы Россия провела в соответствии с нормами ВТО беспрецедентное реформирование экономики и своего торгового и финансового законодательства. Существует мнение, что, вступив в ВТО, нашей стране можно попытаться стать центром интеграционных процессов с членами ВТО, имеющими схожие интересы и цели (допускаем, что на начальном этапе это будут страны СНГ). Это может сделать наши позиции весомее, ведь очевидно, что наши интересы вступят в прямое противоречие с интересами существующих коалиций развитых государств.

Ситуация сегодня

Всемирная торговая организация открыто не занимается экономическими и политическими вопросами, а только регламентирует международную торговлю. Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран – членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ВТО, на первый взгляд, могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:

  • принцип наибольшего благоприятствования: предоставление иностранным товарам и поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
  • принцип национального режима: странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг;
  • принцип транспарентности. Ключевой принцип в юридической системе ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют такие правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны – члены ВТО могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира[1].

Мировая практика свидетельствует, что вступление в ВТО государств с недостаточным уровнем развития экономики, с одной стороны, не влияет положительно на развитие их экономики – эти страны скорее крупно проигрывают, нежели получают какие-либо выгоды (защищать свои внутренние рынки от экспансии им крайне сложно), с другой – открывая свой рынок и становясь частью огромного международного торгового пространства, развивающиеся страны, возможно, ожидают приток иностранного капитала в свою экономику.

Например, наш сосед сегодня, а в недавнем прошлом и часть нашей общей страны, Кыргызстан вступил в ВТО в декабре 1998 года. Процесс вступления от момента подачи заявки до регистрации членства прошел в рекордные сроки – чуть больше двух лет. Надо отметить, что в процессе переговоров и консультаций Кыргызстан подписал ряд необязательных соглашений как с самой организацией ВТО, так и с некоторыми странами-участницами. Соглашения коснулись госзакупок, металлургии, сельского хозяйства, текстильной и химической промышленности, информационных технологий и других отраслей. Эксперты отмечают, что страна вошла в ВТО на очень невыгодных для себя условиях. И что же в республике сегодня? В интервью ежемесячнику «Мосты» представитель администрации президента Кыргызстана, первый заместитель руководителя Муктар Джумалиев пишет: «Безусловно, Кыргызстан уже получает преимущества от членства в ВТО и может продолжать получать их в дальнейшем. Страна уже не сталкивается с несправедливой торговой практикой со стороны членов ВТО: большинство спорных вопросов разрешаются в процессе неформальных двусторонних консультаций».

Другая наша бывшая союзная республика Молдова вступила в ВТО в 2001 году. Заместитель министра экономики республики Молдова Октавиан Калмык отметил: «Нельзя отрицать, что при вступлении в ВТО по некоторым позициям переговоры были проведены не на должном уровне, и таможенные пошлины на импортные товары, аналогичные тем, что изготавливаются на местном рынке, не так высоки, как бы хотелось некоторым нашим производителям. Пункт, касающийся таможенной политики, является основным как в процессе вступления в ВТО, так и после. Другие аспекты, связанные с торговлей и услугами, интеллектуальной собственностью, воспринимаются менее животрепещуще. Несомненно, положительные моменты превосходят отрицательные».

Что касается Украины, ставшей полноправным членом ВТО в феврале 2008 года, здесь полярность мнений более отчетлива. При вступлении в ВТО в стране существовало мощное движение противников этому процессу, но «оранжевое» правительство на волне эйфории видело в этом шаге один из основных приоритетов развития страны. Все делалось в спешке. В результате Украина попала в ВТО также на весьма невыгодных условиях. Как и ожидали некоторые эксперты и промышленники, реальные потери спустя годы членства ощутимо превзошли преимущества. В настоящий момент, когда «выжившие» отрасли производства считают убытки, власти пытаются пересмотреть принятые на себя обязательства нахождения в ВТО. Однако у экс-министра экономики Украины Богдана Данилишина позитивное мнение на этот счет: «Первый год пребывания в организации оказался успешным. По объемам торговли Украина заняла 33 место среди остальных 152 стран-членов. Наладить более тесные торговые связи с другими участниками ВТО помогло прекращение квотирования экспорта украинской металлопродукции. Так, объемы поставки металлопродукции в Болгарию выросли более чем в три раза, в Румынию – в 1,7 раза. Утешительные торговые результаты прослеживались с африканскими странами и США, с которыми украинский внешнеторговый оборот вырос соответственно на 61 и 85%».

Как мы видим, никакой истерии по поводу вступления в ВТО в рядах наших соседей-пионеров из экс-советских республик нет. Идет нормальный рабочий процесс. А опасаться было чего. Известно, что на сегодняшний день в рамках Всемирной торговой организации развитые западные страны применяют замаскированные торговые барьеры: различные санитарные нормы, требования сертификации продукции, специфические технические стандарты и условия. Тем самым они защищают национальный бизнес и пытаются оградить проблемные места внутреннего рынка от свободной конкуренции со стороны других членов организации. Если называть вещи своими именами, страны с развитой рыночной экономикой при помощи инструментов ВТО фактически ведут деятельность по захвату наиболее перспективных и располагающих запасами углеводородов на своих территориях стран, превращая их, по сути, в свои «бензоколонки». Развивающимся странам, где сегодня проживает более 80% населения всей планеты, остается только бороться за свои интересы и отстаивать свои права при помощи имеющихся в ВТО инструментов и зачастую небезуспешно.

На сегодняшний день Россия является крупнейшей мировой державой, до сих пор не входящей в ряды ВТО. Присоединение РФ к Всемирной торговой организации вызывает, что совершенно нормально, противоположные точки зрения. Однако негатив в СМИ значительно преобладает, и это наводит на мысль, что в стране формируется мощное движение противников ВТО. Но вполне возможно, что это не что иное, как спланированный и профинансированный пропагандистский механизм: «улитка, ползущая по рельсам, почувствовав приближающийся поезд, всегда прячется в свою раковину».

Возможные за 

Существует ряд объективных причин, по которым вступление России во Всемирную торговую организацию может быть выгодным.

  1. По оценкам Минэкономразвития, уже сегодня ежегодный ущерб российской экономики от антидемпинговых процедур других государств в отношении российских компаний в связи с тем, что РФ до сих пор не является членом ВТО, составляет около 3 млрд долл. США. На сегодняшний день против России применяется порядка 150 различных заградительных процедур. Совершенно очевидно, особенно в условиях затянувшегося мирового экономического кризиса, что с каждым годом отсрочки вхождения нашей страны в ВТО их число будет только увеличиваться. Расчеты независимых экспертов показывают, что через несколько лет после вступления РФ в ВТО возможный выигрыш финансовых потоков составит до 18 млрд долл. США.
  2. Вступление в ВТО может предоставить российским производителям доступ к более дешевым импортным материалам и комплектующим, а населению страны – к более дешевым и качественным товарам и услугам и, следовательно, будет способствовать повышению уровня жизни.
  3. Россия, возможно, станет постоянным участником переговоров в организации и сможет отстаивать выгодные для себя позиции и защищать интересы как своих производителей, так и своих экспортеров на внешних рынках. ВТО для этого предоставляет все возможности. В последнее время отмечен существенный рост исковых обращений, направленных против российских производителей. Будучи членом ВТО, Россия сможет использовать надлежащие механизмы для результативного разрешения любых торговых споров.
  4. Несмотря на то, что на начальном этапе открытие внутренних рынков может повлечь негативные процессы в национальной экономике, даже с учетом льгот в период переходных процессов, практика показывает, что в долгосрочной перспективе принятие международных правил в области торговли оказывает положительное влияние на рост экономики в стране.
  5. Присоединение к ВТО позволит привести российское внешнеторговое законодательство к цивилизованным мировым нормам, сделать правила игры для всех участников рынка постоянными и предсказуемыми, что в конечном итоге должно перестать «пугать» добросовестный бизнес и будет способствовать развитию внешней торговли.
  6. Все предприятия будут просто вынуждены заняться вопросами повышения производительности труда. Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит товаропроизводителей оптимизировать затраты на производство, разрабатывать программы и мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции, вкладывать большие средства в развитие производства. Сегодня есть мнение, что на вновь открывающиеся для нас рынки основная масса российских товаров попасть не сможет, но это тем не менее послужит реальным стимулом развития производства. Наиболее конкурентными, по оценке специалистов, будут являться: тяжелое машиностроение, металлургия, производство удобрений, оборонная промышленность и связанные с ней интеллектуальные технологии и инновации.
  7. Возможный приток на наш рынок новейших технологий (хотелось бы думать, что с запада будет поставляться не просто товар, но и реальные передовые технологии по его производству). Здесь, правда, нужно оговориться. Судите сами: если какое-либо государство добилось в ходе переговоров для себя высоких таможенных пошлин на ввоз импортной продукции, то везти к нему технологии и строить производства на его территории становится экономически оправданным, а если его таможенные барьеры малы, то к чему такие затраты – проще привезти готовый товар. Помните нашумевшую историю о попытке приобретения Сбербанком и «Магной» немецкой компании «Опель»? Что ж, поживем – увидим.
  8. Существующие таможенные тарифы в РФ и сейчас крайне низки, особенно это заметно в сравнении с ведущими экономиками. Снижение тарифов при вступлении в ВТО на основании принятых нами обязательств будет незначительным и не окажет фатального влияния на ситуацию. Возможности государства оказывать поддержку проблемным отраслям будут, конечно, ограничены новыми нормами, но они тем не менее будут. И мы видим на примере США и ряда европейских стран, что есть масса инструментов для решения подобных задач.
  9. В ходе новой игры по прозрачным правилам должно произойти заметное ослабление отраслевого и регионального лоббирования новых законов. Кроме того, аналитиками ожидается снижение коррупционной составляющей на всех уровнях. Будем полагать, что так оно и случится.

Возможные против

Наша промышленность, как совершенно неконкурентоспособная по многим направлениям, имеет высокие шансы потерпеть сокрушительное поражение в предстоящем сражении. И на то есть следующие причины.

  1. Промышленным предприятиям, зачастую выжимающим все до последней капли из средств производства, доставшихся им по наследству от СССР, придется противостоять в открытой борьбе мощным, эффективным корпорациям. А в силу ряда совершенно объективных причин, таких как уникальность российской экономики по климатическим условиям, отличающимся от любой другой страны мира, наличие огромных транспортных расстояний между промышленными, складскими, торговыми объектами и т. д., российские предприятия просто физически не могут быть конкурентоспособными. Так, например, доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет порядка 15 – 35% в зависимости от региона страны (о качестве дорог мы даже не говорим). В европейских странах с развитой рыночной экономикой эта цифра держится на уровне 7%. А энергоемкость ВВП (в данном случае ВВП – валовой внутренний продукт) России в 2,5 раза выше среднемирового уровня. Эти цифры говорят о многом. В мировой практике еще не было примера, где столь негативным образом сочетались указанные выше экономически значимые факторы. Россия в этом смысле уникальна. Наиболее уязвимыми, по мнению многих экспертов, считаются: аграрный сектор, обрабатывающая промышленность, автомобилестроительная и авиастроительная промышленность, судостроение, электронная промышленность, легкая промышленность и транспорт, фармацевтическая и пищевая промышленность, общественное питание.
  2. Наплыв импорта приведет к остановке ряда самых неэффективных производств. Возможно нарастание безработицы в ближайшем будущем. В стране придется принимать меры по повышению мобильности рабочей силы. Высвобождающиеся в результате сокращений кадры должны будут эффективно перенаправляться на развивающиеся предприятия. Особенно опасна ситуация с моногородами. Остановка градообразующего предприятия, как правило, приводит к взрыву экономической, социальной и криминальной обстановки в регионе (по подсчетам аналитиков, такая угроза будет существовать для более чем 400 городов, жизнь которых полностью зависит от одного работающего предприятия).
  3. Россия, вступая в ВТО, берет на себя обязательства по ослаблению одного из основных своих конкурентных преимуществ. Это постепенное (в течение нескольких лет) выравнивание (повышение) внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы в соответствии с мировыми. Это может напрямую отразиться и на без того высокой себестоимости производства в нашей стране, приведет к возможному росту инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции наших ударных энергоемких производств, таких как металлургия, возможному уменьшению уровня социальной ответственности крупных компаний, снижению заработной платы. К сведению: в Китае и Индии 30 долл. США – хорошая заработная плата, на зарплату в 10 – 15 долл. США – огромные очереди желающих, а 200 долл. США в месяц получает руководитель предприятия.
  4. Ситуация, при которой иностранные финансовые институты смогут поглотить нашу инертную банковскую систему, вполне допустима. Не секрет, что крупнейшие предприятия страны держат немалые средства в иностранных банках. Капитализация западных банков значительно выше наших. Открытие филиалов иностранных финансовых компаний в нашей стране, по сути, могло бы предоставить возможность и простым российским гражданам пользоваться более значительными, долгосрочными и, главное, дешевыми кредитными ресурсами, а также более качественными услугами в этой сфере. На сегодняшний день в странах Западной Европы ипотечный кредит можно взять под 1,5%, а потребительский – под 4% годовых (недавно один мой знакомый взял потребительский кредит в Сбербанке под 22%, имея положительную кредитную историю). Правда, банковский сектор достаточно консервативен и вообще редко «бежит впереди паровоза». Банки будут ждать улучшения инвестиционного климата. Кроме того, при вступлении в ВТО Россия отстаивает свою принципиальную позицию по этому вопросу: поскольку наша экономика к конкуренции в банковском секторе совершенно не готова, иностранные банки вообще не будут иметь права открывать свои прямые филиалы, а только работать через дочерние структуры, где их капиталы не смогут превышать 50%. По крайней мере таковы изначальные договоренности. Что касается страховщиков, то иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России, но лишь через 9 лет после вступления ее в ВТО. Так что и тут есть время для организации эффективного конкурентного бизнеса.
  5. Возможны негативные последствия для социальной сферы. Когда на предприятии начинаются серьезные проблемы, оно в первую очередь избавляется от социальной нагрузки, а именно от детских садов, поликлиник, домов отдыха. Очевидно, социальная напряженность неизбежна.
  6. Поскольку ВТО позиционирует себя как чисто торговая организация и инструменты экологического характера ей вроде бы неинтересны, ожидается снижение уровня защиты населения нашей страны от товаров, содержащих, например, генномодифицированные вещества. Государства, которые хотят ограничить ввоз такой продукции на свои внутренние рынки, вынуждены платить большие штрафы.
  7. Таможенные сборы на сегодняшний день формируют в среднем 50% федерального бюджета. Снижение таможенных пошлин по многим позициям при вступлении в ВТО может отрицательно сказаться на поступлении средств в бюджет. Справедливости ради надо отметить, что это снижение не будет критичным как в силу роста объема импорта, так и в силу того, что государство получает колоссальные прибыли от продажи нефти. Кто знает, что будет с ценами на нефть в ближайшее время? От конкретных прогнозов эксперты ОПЕК, как им и положено, воздерживаются. Они сулят рынку уверенный, но незначительный тренд на повышение в течение ближайшего календарного года.

Для справки

Средняя цена на российскую нефть марки Urals, по данным за июнь, составила 93,81 долл. США за баррель. Это на 15,4 долл. США ниже, чем в мае. На лицо серьезное падение, которое составляет около 14%. С другой стороны, средняя цена российской нефти с начала года оказалась выше, чем за аналогичный период 2011 года – 111,91 долл. США за бочку против 108,25 долл. США.

* * *

В следующем номере журнала мы продолжим анализ возможных выгод и угроз для экономики нашей страны при вступлении во Всемирную торговую организацию. Подробно разберем ситуацию на примере аграрного сектора. Изучим мнения авторитетных экономистов, промышленников и политиков по этому вопросу и подведем итоги нашего обзора.

[1] Комитет российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по торговой политике в ВТО (www.rgwto.com).


 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011