Проблемы с отчетностью в Пенсионный фонд, которых можно избежать |
29.08.2012 10:16 |
Журнал "Семинар для бухгалтера" № 7/2012 Сегодня в Пенсионный фонд сдают отчетность в электронном виде свыше 70 процентов компаний. С одной стороны, это очень удобно, но с другой стороны, возникают и трудности. То копейки не «бьются», то и весь отчет не «ложится». ПФР ссылается на то, что они не так давно занимаются электронным приемом, и поэтому ситуация еще не наладилась. Трудностями при сдаче отчетности и приемами по их преодолению с нами поделилась Анастасия Смотрицкая, бухгалтер и налоговый консультант АНО ЮС «Консультации и Услуги». Отчетность в Пенсионный фонд за II квартал 2012 года я планирую сдавать с 15 июля до 5 августа. Это обусловлено тем, что в течение двух первых недель приема отчетности сотрудники ПФР обычно налаживают документооборот в связи со сменой программного обеспечения, изменения регламента приема отчетности. Причем это не зависит от того, изменились ли формы отчетности. А к концу сроков сдачи обязательно надо оставлять несколько дней на случай выявления непредвиденных проблем и возможности своевременного их решения. Проблема № 1. Отправка отчетности через спецоператора Как правило, технических проблем со стороны оператора связи не возникает. Могут возникнуть трудности, вызванные отсутствием подключения к Интернету или в связи с истекшим сроком действия сертификата подписи. Но этого можно избежать, своевременно обновляя сертификаты и не откладывая сдачу отчетности на последний день. Правда, иногда протокол приходится ждать не четыре дня, как установлено регламентом, а месяцами. Но отмечу, что даже при получении отрицательного протокола после окончания сроков сдачи отчетности она считается отправленной на дату подтверждения оператора. Поэтому ответственности за несвоевременную сдачу отчетности в этом случае не возникает. Проблема № 2. Нумерация отчетности Очень много проблем возникало у меня с нумерацией пачек в отчетности. В некоторых фондах сотрудники сами меняли нумерацию в соответствии со своим программным обеспечением. Но в большинстве отделений отчетность не принимали или высылали отрицательный протокол по причине неверной нумерации пачек. Насколько я знаю, сейчас эта проблема разрешилась, и бухгалтеры на местах знают, что нумеровать пачки отчетности надо нарастающим итогом, включая повторную и корректирующую отчетность. Главное, чтобы номера не повторялись. Проблема № 3. Расхождения в отчетности Много проблем в прошлом году возникло от того, что при очередной смене программы в отделениях ПФР суммы начисленных и уплаченных взносов начали исчисляться нарастающим итогом с 1 января 2010 года. Из-за этого возникли расхождения в сведениях, сданных по форме РСВ, и в персонифицированном учете. Ошибки, которые в ПФР не были обнаружены своевременно, всплыли через несколько кварталов. Причем такая ситуация могла сложиться как по вине бухгалтера, который неверно отразил показатели, так и по вине фонда, у которого какие-то данные по непонятным причинам не попали в базу. Многим компаниям пришлось подавать корректирующую отчетность за предыдущие периоды. Надеюсь, в этом году таких проблем у компаний не будет. Проблема № 4. Излишний документооборот Много проблем остается у компаний, которые используют пониженные тарифы страховых взносов. Иногда кажется, что фонды соревнуются в изобретательности, когда требуют представить те или иные документы для подтверждения осуществления льготного вида деятельности. Здесь всплывают и требования о перерегистрации компании, чтобы льготный ОКВЭД был как основной, и последняя сданная декларация по «упрощенке», и всевозможные справки из ИФНС. Но список документов, которые компании необходимо представить в фонд для подтверждения права на применение пониженных тарифов, для всех категорий организаций, имеющих на это право, четко определен законодательством. Обязанность представлять какие-либо дополнительные сведения у плательщика страховых взносов отсутствует. Как правило, фонды с этим соглашаются и принимают отчетность. Проблема № 5. Смена адреса компании На сегодняшний день остается серьезная проблема со сдачей отчетности для организаций, которые перешли в другое отделение ПФР в связи с изменением адреса. Проблема начинается с того, что в новом фонде отказываются принимать отчетность со словами «вы туда платили, туда и сдавайте». В старом фонде организация уже не числится в числе зарегистрированных, и там отчетность тоже не принимают. Это, кстати, абсолютно законно. Когда работников «нового» ПФР удается убедить принять отчетность, то оказывается, что данные из «старого» ПФР о начисленных и уплаченных взносах за весь период не были переданы и «программа выдает ошибку». Причем даже в случае успешной сдачи это не является гарантией того, что проблема не вернется в следующем квартале. С одним из отделений мы ждали информацию по компании в течение трех кварталов. На мой взгляд, самым правильным было бы отменить перерегистрацию в ПФР со сменой юридического адреса. По аналогии с системой перерегистрации в ФСС, где регистрационный номер и отделение ФСС не изменяются в связи с переездом компании по другому адресу (в пределах одного региона, конечно). Это помогло бы компаниям избежать многих проблем, связанных с передачей данных и с уплатой взносов по неверным реквизитам. А также избавило бы сотрудников ПФР от большого объема ненужной работы, позволив им своевременно и внимательно принимать отчетность в четко отведенные для этого сроки.
|