Учетная политика учреждения культуры |
29.08.2012 17:55 |
Л. Морозова, эксперт журнала Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 6/2012 В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н[1] государственные (муниципальные) учреждения культуры и искусства обязаны в целях организации и ведения бухгалтерского учета разработать и утвердить учетную политику. В данной статье приведем шаблон примерной учетной политики на 2012 год, который учреждение культуры при формировании своей учетной политики может взять за основу, выбрать по некоторым пунктам необходимый вариант из предлагаемых автором, если нужно доработать ее с учетом особенностей структуры и ведения деятельности конкретного учреждения. В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете[2] принятая учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Случаи изменения учетной политики перечислены в этом же пункте. К ним относятся:
Напомним, что 2012 год для многих государственных (муниципальных) учреждений стал переходным (изменился статус учреждения). С изменением правового статуса меняются не только права и ответственность учреждений, но и нормативная база, в соответствии с которой учреждение обязано вести бухгалтерский учет. Поэтому в данном случае учреждение вправе вносить изменения в учетную политику и распространять их не с начала финансового года, а с даты изменения типа учреждения. Структура учетной политики разрабатывается учреждением самостоятельно и в большинстве случаев включает в себя:
Разработанная и принятая учреждением учетная политика утверждается руководителем учреждения, который несет непосредственную ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 1, 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). Ответственность за формирование учетной политики, ее соблюдение, а также ведение бухгалтерского и налогового учета возлагается на главного бухгалтера. Приказ о введении учетной политики № от « » 2012 года Руководствуясь Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), а также:
приказываю начиная с « » 2012 года применять следующую учетную политику учреждения: 1. Организационный раздел. 1.1. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения вести:
Функции по организации учетной работы и распределению ее объема выполняет главный бухгалтер. 1.2. Обработку первичных учетных документов, формирование регистров бухгалтерского учета, а также отражение хозяйственных операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов осуществлять в учреждении:
1.3. Бухгалтерский учет вести в валюте Российской Федерации – в рублях (п. 13 Инструкции № 157н). 1.4. Утвердить Рабочий план счетов (приложение 1), сформированный в соответствии с Единым планом счетов, а также:
1.5. Определить перечень используемых забалансовых счетов (приложение 2). Ввести дополнительные забалансовые счета:
Для учета движения бланков строгой отчетности между структурными подразделениями ввести к забалансовому счету 03 следующие аналитические счета:
1.6. Осуществлять бухгалтерский учет раздельно по видам финансового обеспечения:
1.7. Принимать к учету первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 173н). В отношении тех документов, форма которых не унифицирована, разработать и утвердить такую форму самостоятельно, с учетом наличия в них всех обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н: наименование документа; дата составления документа; наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровка. Утвердить перечень всех первичных документов, применяемых учреждением (приложение 3). 1.8. Утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы (приложение 4). Денежные и расчетные первичные документы не принимать к бухгалтерскому учету без подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения. 1.9. В соответствии с п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов отражать в следующих регистрах бухгалтерского учета:
Эти и остальные регистры бухгалтерского учета составлять по формам, утвержденным Приказом № 173н. 1.10. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета формировать регистры бухгалтерского учета на бумажных носителях:
1.11. Установить сроки хранения документов в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»:
1.12. Утвердить перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет (приложение 5). Денежные средства под отчет выдавать указанным в нем сотрудникам учреждения, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам. 1.13. Установить срок для сдачи подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных сумма, равный трем дням со дня:
1.14. Сумма денежных средств, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы, не может превышать 50 000 руб. при каждой выдаче. 1.15. Осуществлять наличные денежные расчеты с населением, юридическими и физическими лицами с применением:
1.16. Командировочные расходы осуществлять в размере и на условиях, определенных в Положение о служебных командировках (приложение 7). 1.17. Утвердить перечень лиц, работа которых носит разъездной характер (приложение 8). 1.18. Утвердить Перечень лиц, имеющих право получения доверенностей (приложение 9). 1.19. Установить предельный срок использования доверенностей, равный:
1.20. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию:
1.21. В обязательном порядке инвентаризацию проводить в случаях, установленных п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете:
1.22. Для проведения инвентаризации имущества, определения рыночной стоимости нефинансовых активов, установления сроков их полезного использования, а также списания таких активов создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
1.23. Для проведения инвентаризации кассы создать комиссию в составе 1.24. Утвердить график документооборота с указанием сроков получения, оформления, визирования и списания документов, а также ответственности должностных лиц учреждения (приложение 10). 2. Методика бухгалтерского учета. 2.1. Бухгалтерский учет осуществлять методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции № 157н). 2.2. Устанавливать срок полезного использования на объекты основных средств в соответствии с п. 44 Инструкции № 157н:
а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; в) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта; г) гарантийного срока использования объекта; д) сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных (муниципальных) организаций; по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, срок полезного использования устанавливается с учетом срока эксплуатации объекта предыдущим собственником. 2.3. На объекты библиотечного фонда установить срок полезного использования, равный 15 годам. 2.4. Утвердить перечень предметов хозяйственного инвентаря, которые следует относить к материальным запасам (приложение 11). 2.5. Срок полезного использования нематериального актива устанавливать исходя из (п. 60 Инструкции № 157н):
По нематериальным активам, по которым невозможно надежно установить срок полезного использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования необходимо устанавливать из расчета 10 лет. 2.6. Каждому инвентарному объекту, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивать уникальный восьмизначный инвентарный порядковый номер, при формировании которого участвуют следующие информационные показатели:
Присвоенный инвентарный номер не наносить на следующие объекты:
Инвентарный номер, присвоенный этим объектам, отражается в соответствующих регистрах бухгалтерского учета. 2.7. Отражать основные средства в бухгалтерском учете по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета согласно требованиям к группировке объектов основных средств, предусмотренным Общероссийским Классификаторов основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359. Для отражения сценическо-постановочных средств, относящихся к основным средствам и материальным запасам, необходимо применять аналитический код вида синтетического счета объекта учета 8 «Прочие основные средства», «Прочие материальные запасы». 2.8. Принимать к учету объекты нефинансовых активов в следующем порядке:
2.9. Начисление амортизации объектов основных средств для бухгалтерского учета производить линейным способом в соответствии с п. 84 – 87 Инструкции № 157н. 2.10. Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, осуществлять на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации». 2.11. Учет бланков строгой отчетности (билеты, абонементы) осуществлять на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» с учетом Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ, направленных Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009 № 29-01-39/04. 2.12. За единицу бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с п. 101 Инструкции № 157н принять:
2.13. Списание материальных запасов производить:
2.14. Списание канцелярских и хозяйственных товаров производить на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). 2.15. Списание на затраты расходов по горюче-смазочным материалам осуществлять по фактическому расходу, но не свыше норм, утвержденных приказом по учреждению. Нормы расходов по ГСМ разрабатываются с учетом Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Распоряжением Минтранса России № АМ-23Р от 14.03.2008. 2.16. В целях формирования себестоимости услуги: а) к прямым затратам относить:
б) к накладным затратам относить:
в) к общехозяйственным затратам относить:
2.17. При изготовлении одного (единственного) вида услуг все затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, относить к прямым затратам. 2.18. При изготовлении нескольких видов услуг распределение накладных и общехозяйственных расходов производит пропорционально:
Аналогичным способом производить распределение затрат между несколькими видами деятельности, осуществляемыми учреждением культуры. 2.19. Калькулирование себестоимости единицы продукции (услуги) производить:
2.20. Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределять на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. О составлении раздела 3 «Методика налогового учета» учетной политики читайте в следующем номере журнала. [1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [2] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете». [3] Общероссийский классификатор основных фондов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359. |