Home Аудит Сатьи Учетная политика учреждения культуры
Учетная политика учреждения культуры PDF Печать E-mail
29.08.2012 17:55
Л. Морозова, эксперт журнала

Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 6/2012

В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н[1] государственные (муниципальные) учреждения культуры и искусства обязаны в целях организации и ведения бухгалтерского учета разработать и утвердить учетную политику. В данной статье приведем шаблон примерной учетной политики на 2012 год, который учреждение культуры при формировании своей учетной политики может взять за основу, выбрать по некоторым пунктам необходимый вариант из предлагаемых автором, если нужно доработать ее с учетом особенностей структуры и ведения деятельности конкретного учреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете[2] принятая учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Случаи изменения учетной политики перечислены в этом же пункте. К ним относятся:

  • изменение законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработка учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.

Напомним, что 2012 год для многих государственных (муниципальных) учреждений стал переходным (изменился статус учреждения). С изменением правового статуса меняются не только права и ответственность учреждений, но и нормативная база, в соответствии с которой учреждение обязано вести бухгалтерский учет. Поэтому в данном случае учреждение вправе вносить изменения в учетную политику и распространять их не с начала финансового года, а с даты изменения типа учреждения.

Структура учетной политики разрабатывается учреждением самостоятельно и в большинстве случаев включает в себя:

  • организационный раздел;
  • методику бухгалтерского учета;
  • методику налогового учета.

Разработанная и принятая учреждением учетная политика утверждается руководителем учреждения, который несет непосредственную ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 1, 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете).

Ответственность за формирование учетной политики, ее соблюдение, а также ведение бухгалтерского и налогового учета возлагается на главного бухгалтера.

Приказ о введении учетной политики

№                                                                  от «        »                         2012 года

Руководствуясь Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), а также:

  • Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н);
  • Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н);
  • Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н),

приказываю начиная с «        »                         2012 года применять следующую учетную политику учреждения:

1. Организационный раздел.

1.1. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения вести:

  • бухгалтерии, являющейся структурным подразделением учреждения;
  • централизованной бухгалтерии;
  • иной специализированной организации, являющейся юридическим лицом и осуществляющей бухгалтерский учет на договорной основе.

Функции по организации учетной работы и распределению ее объема выполняет главный бухгалтер.

1.2. Обработку первичных учетных документов, формирование регистров бухгалтерского учета, а также отражение хозяйственных операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов осуществлять в учреждении:

  • вручную на бумажных носителях, а при наличии технической возможности – на машинном носителе в виде электронных документов (регистров);
  • с применением автоматизированной системы                               («1С: Бухгалтерия 8»; «Парус» или др.).

1.3. Бухгалтерский учет вести в валюте Российской Федерации – в рублях (п. 13 Инструкции № 157н).

1.4. Утвердить Рабочий план счетов (приложение 1), сформированный в соответствии с Единым планом счетов, а также:

  • Планом счетов бюджетного учета;
  • Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
  • Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

1.5. Определить перечень используемых забалансовых счетов (приложение 2). Ввести дополнительные забалансовые счета:

  • счет 27 «Периодические издания, приобретаемые не для комплектации библиотечного фонда»;
  • счет 28 «Книжная и иная печатная продукция, предназначенная для продажи»;
  • счет 29 «Подарочные сертификаты»;
  • счет 30 «Неисключительные (пользовательские), лицензионные права на программное обеспечение, неисключительные авторские права»;
  • иные счета.

Для учета движения бланков строгой отчетности между структурными подразделениями ввести к забалансовому счету 03 следующие аналитические счета:

  • 03-1 «Бланки строгой отчетности на складе»;
  • 03-2 «Бланки строгой отчетности в подотчете»;
  • 03-3 «Бланки строгой отчетности на реализации»;
  • 03-4 «Бланки строгой отчетности, подлежащие уничтожению».

1.6. Осуществлять бухгалтерский учет раздельно по видам финансового обеспечения:

  • 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – бюджетные инвестиции.

1.7. Принимать к учету первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 173н). В отношении тех документов, форма которых не унифицирована, разработать и утвердить такую форму самостоятельно, с учетом наличия в них всех обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н: наименование документа; дата составления документа; наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Утвердить перечень всех первичных документов, применяемых учреждением (приложение 3).

1.8. Утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы (приложение 4). Денежные и расчетные первичные документы не принимать к бухгалтерскому учету без подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения.

1.9. В соответствии с п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов отражать в следующих регистрах бухгалтерского учета:

  • Журнал операций по счету «Касса»;
  • Журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • Журнал операций расчетов по оплате труда;
  • Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • Журнал по прочим операциям;
  • Журнал по санкционированию;
  • Главная книга.

Эти и остальные регистры бухгалтерского учета составлять по формам, утвержденным Приказом № 173н.

1.10. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета формировать регистры бухгалтерского учета на бумажных носителях:

  • 1 раз в месяц;
  • 1 раз в неделю;
  • 1 раз в 2 недели.

1.11. Установить сроки хранения документов в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»:

  • годовая отчетность – постоянно;
  • квартальная отчетность – не менее 5 лет;
  • документы по начислению заработной платы – не менее 75 лет;
  • остальные документы – не менее 5 лет.

1.12. Утвердить перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет (приложение 5). Денежные средства под отчет выдавать указанным в нем сотрудникам учреждения, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам.

1.13. Установить срок для сдачи подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных сумма, равный трем дням со дня:

  • прибытия командированного сотрудника;
  • приобретения материальных ценностей.

1.14. Сумма денежных средств, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы, не может превышать 50 000 руб. при каждой выдаче.

1.15. Осуществлять наличные денежные расчеты с населением, юридическими и физическими лицами с применением:

  • контрольно-кассовой техники;
  • бланков строгой отчетности. Утвердить перечень применяемых бланков строгой отчетности (приложение 6).

1.16. Командировочные расходы осуществлять в размере и на условиях, определенных в Положение о служебных командировках (приложение 7).

1.17. Утвердить перечень лиц, работа которых носит разъездной характер (приложение 8).

1.18. Утвердить Перечень лиц, имеющих право получения доверенностей (приложение 9).

1.19. Установить предельный срок использования доверенностей, равный:

  • 3 дням с момента получения доверенности;
  • 10 дням с момента получения доверенности;
  • 15 дням с момента получения доверенности.

1.20. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию:

  • денежных средств в кассе – раз в квартал;
  • библиотечного фонда – раз в три года;
  • остального имущества, финансовых обязательств учреждения независимо от их местонахождения – перед составлением годовой отчетности.

1.21. В обязательном порядке инвентаризацию проводить в случаях, установленных п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете:

  • при передаче имущества в аренду;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

1.22. Для проведения инвентаризации имущества, определения рыночной стоимости нефинансовых активов, установления сроков их полезного использования, а также списания таких активов создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:

  • председатель комиссии –                         (должность, фамилия);
  • члены комиссии –                                      (должность, фамилия).

1.23. Для проведения инвентаризации кассы создать комиссию в составе
                                           (должность, фамилия).

1.24. Утвердить график документооборота с указанием сроков получения, оформления, визирования и списания документов, а также ответственности должностных лиц учреждения (приложение 10).

2. Методика бухгалтерского учета.

2.1. Бухгалтерский учет осуществлять методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции № 157н).

2.2. Устанавливать срок полезного использования на объекты основных средств в соответствии с п. 44 Инструкции № 157н:

  • по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Постановление № 1) в амортизационные группы 1 – 9, срок полезного использования определять по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп;
  • по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению № 1 в 10-ю амортизационную группу, – исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072;
  • по объектам, по которым отсутствует информация о сроках полезного использования в Постановлении № 1, – исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию основного средства;
  • по объектам, по которым отсутствует информация о сроках полезного использования в Постановлении № 1, а также в документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

в) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

г) гарантийного срока использования объекта;

д) сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных (муниципальных) организаций;

по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, срок полезного использования устанавливается с учетом срока эксплуатации объекта предыдущим собственником.

2.3. На объекты библиотечного фонда установить срок полезного использования, равный 15 годам.

2.4. Утвердить перечень предметов хозяйственного инвентаря, которые следует относить к материальным запасам (приложение 11).

2.5. Срок полезного использования нематериального актива устанавливать исходя из (п. 60 Инструкции № 157н):

  • срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды.

По нематериальным активам, по которым невозможно надежно установить срок полезного использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования необходимо устанавливать из расчета 10 лет.

2.6. Каждому инвентарному объекту, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивать уникальный восьмизначный инвентарный порядковый номер, при формировании которого участвуют следующие информационные показатели:

  • 1-й знак номера соответствует коду вида деятельности (финансового обеспечения);
  • 1-й, 2-й знак номера соответствует аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета (11 «Жилые помещения – жилые дома», 12 «Жилые помещения – общежития», 31 «Сооружения – гараж», 32 «Сооружения – погреб», 33 «Сооружения – хозяйственные постройки» и т. д.);
  • 3-й, 4-й, 5-й знаки номера соответствуют 3-му, 4-му, 5-му знакам кода ОКОФ[3];
  • 6-й и последующие знаки номера обозначают порядковый номер объекта.

Присвоенный инвентарный номер не наносить на следующие объекты:

  • музыкальные инструменты;
  • сценическо-постановочные средства и др.

Инвентарный номер, присвоенный этим объектам, отражается в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

2.7. Отражать основные средства в бухгалтерском учете по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета согласно требованиям к группировке объектов основных средств, предусмотренным Общероссийским Классификаторов основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

Для отражения сценическо-постановочных средств, относящихся к основным средствам и материальным запасам, необходимо применять аналитический код вида синтетического счета объекта учета 8 «Прочие основные средства», «Прочие материальные запасы».

2.8. Принимать к учету объекты нефинансовых активов в следующем порядке:

  • приобретенные за плату – по первоначальной (фактической) стоимости;
  • приобретенные по договору дарения – по рыночной стоимости;
  • полученные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – по стоимости ценностей, переданных (подлежащих передаче) учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
  • полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование – по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости – в условной оценке (один объект – один рубль);
  • неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов – по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету;
  • являющихся предметом лизинга (сублизинга) – по первоначальной (фактической) стоимости, определенной условиями договора (такой стоимостью признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов);
  • полученные в виде пожертвования – по стоимости, указанной в сопроводительных документах. Если такие отсутствуют – по рыночной стоимости, установленной комиссией по поступлению и выбытию активов;
  • полученные в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) – по балансовой стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной амортизации;
  • товары, приобретенные учреждением для продажи, – по фактической стоимости;
  • товары при передаче их на реализацию – по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки);
  • готовая продукция – по плановой (нормативно-плановой) себестоимости. По окончании месяца определяется ее фактическая себестоимость, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., – на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.

2.9. Начисление амортизации объектов основных средств для бухгалтерского учета производить линейным способом в соответствии с п. 84 – 87 Инструкции № 157н.

2.10. Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, осуществлять на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации».

2.11. Учет бланков строгой отчетности (билеты, абонементы) осуществлять на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» с учетом Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ, направленных Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009 № 29-01-39/04.

2.12. За единицу бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с п. 101 Инструкции № 157н принять:

  • номенклатурный номер;
  • партию;
  • однородную группу и т.п.

2.13. Списание материальных запасов производить:

  • по средней фактической стоимости;
  • по фактической стоимости каждой единицы.

2.14. Списание канцелярских и хозяйственных товаров производить на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

2.15. Списание на затраты расходов по горюче-смазочным материалам осуществлять по фактическому расходу, но не свыше норм, утвержденных приказом по учреждению. Нормы расходов по ГСМ разрабатываются с учетом Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Распоряжением Минтранса России № АМ-23Р от 14.03.2008.

2.16. В целях формирования себестоимости услуги:

а) к прямым затратам относить:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего услугу;
  • затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;
  • иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;

б) к накладным затратам относить:

  • затраты на коммунальные услуги;
  • затраты на приобретение услуг связи;
  • затраты на приобретение транспортных услуг;
  • амортизационные отчисления;
  • затраты на содержание имущества;

в) к общехозяйственным затратам относить:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного или иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании государственной услуги);
  • затраты на юридические, справочные, консультационные услуги;
  • затраты на содержание административного здания;
  • прочие затраты на общехозяйственные нужды.

2.17. При изготовлении одного (единственного) вида услуг все затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, относить к прямым затратам.

2.18. При изготовлении нескольких видов услуг распределение накладных и общехозяйственных расходов производит пропорционально:

  • прямым затратам по оплате труда;
  • прямым материальным затратам;
  • иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Аналогичным способом производить распределение затрат между несколькими видами деятельности, осуществляемыми учреждением культуры.

2.19. Калькулирование себестоимости единицы продукции (услуги) производить:

  • по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей);
  • по способу включения в себестоимость (прямые и накладные);
  • по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные).

2.20. Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределять на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года.

О составлении раздела 3 «Методика налогового учета» учетной политики читайте в следующем номере журнала.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] Общероссийский классификатор основных фондов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.


 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011