Home Аудит Сатьи Изменение законодательства для бухгалтера от 07.06.2012
Изменение законодательства для бухгалтера от 07.06.2012 PDF Печать E-mail
29.08.2012 19:21

ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. В отношении работников обособленного подразделения справки 2-НДФЛ нужно подавать в инспекцию по месту учета подразделения

2. Определение суммы доходов по сделкам с целью признания их контролируемыми

3. НДС, принятый к вычету по основным средствам, приобретенным до 1 октября 2011 г. и использованным при реализации на экспорт после этой даты, не нужно восстанавливать в периоде отгрузки

4. Минфин России разъяснил, как учесть расходы на выплату страховой премии в рассрочку, если период уплаты взносов в договоре не конкретизирован

 

Комментарии

1. Минфин России разъяснил некоторые особенности выставления счетов-фактур

2. Как правильно заверить копии документов, истребованных при проведении проверки контрагента, и документов, подтверждающих нулевую ставку НДС?

 

Судебное решение недели

Налогоплательщик вправе оспорить решение инспекции в суде в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа  

 

 

Новости

 

1. В отношении работников обособленного подразделения справки 2-НДФЛ нужно подавать в инспекцию по месту учета подразделения

Письмо ФНС России от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@ 

Налоговые агенты - организации, которые имеют обособленные подразделения, обязаны перечислять суммы НДФЛ, исчисленные и удержанные с доходов работников, в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из подразделений (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ). Кроме того, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые агенты должны подавать в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физлиц за истекший налоговый период (п. 2 ст. 230 НК РФ). Напомним, что такие сведения подаются по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@).

ФНС России указала, что обязанность по уплате НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения должна корреспондировать с обязанностью по представлению сведений о доходах физлиц. Поэтому каждое обособленное подразделение, которое в течение налогового периода начисляло и выплачивало работникам доход, подает справки 2-НДФЛ по месту учета соответствующего подразделения. Сведения о доходах в отношении работников головной организации представляются в налоговые органы по месту учета организации.

Минфин России дает аналогичные разъяснения (см. Письма от 05.04.2012 N 03-04-06/8-103, от 16.12.2011 N 03-04-06/3-348, от 21.09.2011 N 03-04-06/3-229).

 

2. Определение суммы доходов по сделкам с целью признания их контролируемыми

Письмо Минфина России от 18.05.2012 N 03-01-18/4-65,

Письмо Минфина России от 18.05.2012 N 03-01-18/4-64,

Письмо Минфина России от 11.05.2012 N 03-01-18/3-61,

Письмо Минфина России от 11.05.2012 N 03-01-18/3-60,

Письмо Минфина России от 11.05.2012 N 03-01-18/3-59 

Для определенных категорий сделок в ст. 105.14 НК РФ установлены лимиты доходов, при превышении которых данные сделки признаются контролируемыми. Напомним, что Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие категории сделок и соответствующие лимиты доходов.

Заключенные взаимозависимыми лицами сделки, местом регистрации (местом жительства) или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия, признаются контролируемыми, если выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ):

- сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб. согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ);

- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое. Кроме того, данное полезное ископаемое должно признаваться для такого налогоплательщика объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по этой же ставке. Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год должна превысить 60 млн руб.;

- хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕСХН или ЕНВД (сделка должна быть заключена в рамках деятельности, облагаемой данным налогом). В числе других лиц - сторон сделки должно быть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. По таким сделкам доход за соответствующий календарный год должен превысить 100 млн руб.;

- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет нулевую ставку по данному налогу, установленную для участников проекта "Сколково". При этом другая сторона сделки (стороны) не пользуется освобождением и не применяет указанную ставку налога. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб.;

- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, налоговый режим которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки (стороны) не является резидентом такой ОЭЗ. Для этой категории сделок установлен лимит доходов в 60 млн руб. за календарный год. Данное условие начнет действовать с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Помимо этого, контролируемыми признаются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и сделки с лицами, зарегистрированными в офшорах. По указанным сделкам сумма доходов должна превышать 60 млн руб. (подп. 2, 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 105.14 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм доходов, полученных по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год. Доходы учитываются согласно правилам гл. 25 НК РФ.

В рассматриваемых Письмах Минфин России разъяснил, что факт превышения суммового критерия устанавливается по каждой совокупности сделок, совершенных с каждым взаимозависимым лицом. Это означает, что в рамках определенной категории сделок суммироваться должны доходы, полученные только по тем сделкам, которые заключены с одним и тем же лицом.

Если у налогоплательщика в рамках одной категории заключено несколько сделок с разными лицами (и эти лица не являются взаимозависимыми), то доходы по данным сделкам не суммируются. Однако в ситуации, когда в сделке участвует более двух лиц, следует суммировать доходы по всем сделкам (в рамках одной категории), сторонами которых являются указанные лица.

 

3. НДС, принятый к вычету по основным средствам, приобретенным до 1 октября 2011 г. и использованным при реализации на экспорт после этой даты, не нужно восстанавливать в периоде отгрузки

Письмо Минфина России от 19.04.2012 N 03-07-08/115 

С 1 октября 2011 г. ст. 170 НК РФ применяется в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ, в соответствии с которой принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, облагаемых по нулевой ставке. Налог восстанавливается в периоде отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

К основным средствам, как разъяснил Минфин России, данное правило применяется, если они приняты на учет и введены в эксплуатацию после 1 октября 2011 г. Именно с этой даты вступил в силу новый порядок, предусмотренный пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ.

Напомним, что до принятия указанных правил существовал спор по вопросу о периоде восстановления ранее принятого к вычету НДС по расходам, связанным с экспортом. Минфин России и ФНС России требовали, чтобы налог восстанавливался в периоде отгрузки. Однако арбитражные суды нередко признавали, что в данном случае восстановление НДС можно произвести после того, как собран полный комплект документов, подтверждающих нулевую ставку (более подробно см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Таким образом, если объект был приобретен и поставлен на учет как основное средство до 1 октября 2011 г., а после указанной даты был использован для реализации на экспорт, восстанавливать налог в периоде отгрузки товаров налогоплательщик не обязан.

Аналогичные выводы содержат Письма ФНС России от 23.12.2011 N ЕД-2-3/991@, Минфина России от 31.01.2012 N 03-07-15/10 и др.

 

4. Минфин России разъяснил, как учесть расходы на выплату страховой премии в рассрочку, если период уплаты взносов в договоре не конкретизирован

Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 03-03-06/1/244;

Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 03-03-06/1/245. 

Если договором страхования, заключенным на срок более одного отчетного периода, предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то каждый платеж включается в расходы по налогу на прибыль равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов, пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ). Однако нередко в договоре не конкретизируются периоды, которым соответствует каждая часть уплаченной страховой премии. Организация обратилась в Минфин России с вопросом, как в таком случае учитываются расходы на уплату страховой премии: равномерно по всему сроку действия договора или по оставшемуся сроку действия договора начиная с даты осуществления платежа.

Ведомство ответило, что в рассматриваемом случае затраты учитываются в следующем порядке. Общая страховая премия делится на количество календарных дней, в течение которых действует договор страхования. Далее рассчитанная часть премии умножается на количество календарных дней в отчетном периоде. Полученная сумма включается в расходы на конец данного отчетного периода. 

 

 

Комментарии

 

1. Минфин России разъяснил некоторые особенности выставления счетов-фактур  

Название документов:

Письмо Минфина России от 18.04.2012 N 03-07-09/37;

Письмо Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/52;

Письмо Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/53;

Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 03-07-09/56;

Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 03-07-09/57. 

Комментарий:

С 1 апреля 2012 г. применяются только новые формы счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, а также правила их заполнения (ведения), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137). В связи с принятием новых правил контролирующие органы уже разъясняли некоторые вопросы выставления счетов-фактур, в том числе корректировочных (подробнее см. выпуски обзоров от 08.02.2012, от 15.02.2012, от 29.02.2012, от 07.03.2012).

Минфин России выпустил еще несколько писем, в которых рассматриваются особенности оформления и выставления счетов-фактур. Речь об этих особенностях пойдет ниже. 

1.1. Присвоение счетам-фактурам порядковых номеров  

Согласно подп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (утв. Постановлением N 1137; далее - Правила заполнения счета-фактуры) порядковый номер счета-фактуры дополняется через разделительную черту цифровым индексом в следующих случаях:

- если товары (работы, услуги, имущественные права) реализуются через обособленные подразделения организации;

- если реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществляет участник товарищества или доверительный управляющий, исполняющий обязанности плательщика НДС.

Иные случаи, когда порядковый номер счета-фактуры содержит разделительный знак, данным положением не предусмотрены. Поэтому, как разъяснил Минфин России, в порядковых номерах счетов-фактур, выставляемых организацией, разделительный знак не ставится (Письма от 15.05.2012 N 03-07-09/52, N 03-07-09/53).

Однако согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, на основании которых НДС заявляется к вычету, должны соответствовать требованиям, установленным п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. В подп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ содержится условие о наличии номера. При этом порядок нумерации счетов-фактур не определен ни Налоговым кодексом РФ, ни Постановлением N 1137. Не был предусмотрен такой порядок и ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Некоторые арбитражные суды также приходят к выводу, что п. 5 ст. 169 НК РФ не устанавливает каких-либо правил нумерации счетов-фактур (Постановления ФАС Московского округа от 13.02.2012 N А40-44834/11-90-194, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.01.2008 N А19-12415/07-51-Ф02-9578/07).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ если ошибки в счетах-фактурах не создают препятствий налоговому органу для идентификации продавца, покупателя, наименования товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы НДС, то они не являются основанием для отказа в принятии налога к вычету. Следовательно, наличие в порядковом номере разделительного знака само по себе на идентификацию перечисленных реквизитов не влияет и инспекция не вправе отказать в применении вычета только на том основании, что выставленный организацией счет-фактура содержит данный знак. Так, например, ФАС Уральского округа Постановлением от 29.04.2009 N Ф09-2437/09-С2 поддержал вывод нижестоящих судов о том, что нарушение, допущенное контрагентом при присвоении счету-фактуре порядкового номера, в случае соблюдения налогоплательщиком норм ст. ст. 171, 172 НК РФ не влечет отказа в предоставлении вычетов. 

1.2. Указание в графе 6 счета-фактуры данных об акцизах  

К обязательным реквизитам счета-фактуры относится сумма акциза по подакцизным товарам (подп. 9 п. 5 ст. 169 НК РФ). Подпунктом "е" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры установлено, что в графе 6 "В том числе сумма акциза" счета-фактуры указывается сумма акциза по подакцизным товарам, а при отсутствии показателя вносится запись "Без акциза".

Минфин России разъяснил следующее: если при оказании услуг в графе 6 счета-фактуры проставлен прочерк, это не является основанием для отказа заказчику в принятии НДС к вычету (Письмо от 18.04.2012 N 03-07-09/37), поскольку такая ошибка в счетах-фактурах не препятствует идентификации налоговым органом продавца, покупателя, наименования товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ). 

1.3. Заполнение графы 2 "Дата выставления" журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур  

В графе 2 части 1 "Выставленные счета-фактуры" журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур необходимо указать дату выставления счета-фактуры. При этом в подп. "б" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (утв. Постановлением N 1137; далее - Правила ведения журнала учета) заполнение данной графы предусмотрено только для случаев выставления счетов-фактур в электронном виде. Минфин России в Письме от 16.05.2012 N 03-07-09/57 отметил, что в указанном подпункте не закреплено право не заполнять данную графу, если счета-фактуры по реализуемым товарам (работам, услугам) составляются на бумажных носителях.

Как разъяснило финансовое ведомство, при оформлении счета-фактуры на бумажном носителе в графе 2 "Дата выставления" журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур налогоплательщику следует указывать дату составления данного документа. Таким образом, даты в графах 2 и 6 этого журнала будут совпадать и соответствовать дате, указанной в строке 1 счета-фактуры. 

1.4. Порядок выставления счетов-фактур при возврате товара покупателем, не являющимся плательщиком НДС  

Ранее Минфин России рассматривал вопрос о выставлении продавцом корректировочных счетов-фактур при возврате товара покупателем (Письма от 20.02.2012 N 03-07-09/08, от 13.04.2012 N 03-07-09/34). Финансовое ведомство указало, что оформление корректировочного счета-фактуры возможно только в том случае, если покупатель возвращает товар, не принятый на учет. Если же покупателем товар оприходован, то при его возврате корректировочный счет-фактуру продавец не выставляет. В такой ситуации счет-фактуру оформляет покупатель. Это связано с тем, что согласно подп. "а" п. 7 Правил ведения журнала учета в части 1 "Выставленные счета-фактуры" указанного журнала отражаются показатели счетов-фактур, выставленных покупателем продавцу при возврате продавцу принятых на учет товаров. В Письме от 16.05.2012 N 03-07-09/56 Минфин России уточнил, что данное требование распространяется на покупателей - плательщиков НДС. Если покупатель не является плательщиком указанного налога, то, по мнению финансового ведомства, в случае возврата им приобретенных товаров продавец должен выставить ко рректировочный счет-фактуру.

Напомним, что такой документ, выставленный при снижении стоимости отгруженных товаров, служит основанием для принятия продавцом налога к вычету (абз. 3 п. 1 ст. 169 НК РФ). Вычету подлежит разница между суммами НДС, начисленными до и после изменения стоимости товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ). Соответственно, продавец может принять к вычету всю сумму налога по товарам, которые возвращены покупателем, не являющимся плательщиком НДС. Следует обратить внимание, что согласно п. 10 ст. 170 НК РФ для принятия к вычету налога по корректировочным счетам-фактурам необходимо наличие договора, соглашения либо иного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости товаров.

 

2. Как правильно заверить копии документов, истребованных при проведении проверки контрагента, и документов, подтверждающих нулевую ставку НДС?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122 

Комментарий:

В ходе налоговой проверки инспекция вправе истребовать информацию о проверяемой организации у ее контрагентов и иных лиц, располагающих такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Запрашиваемые документы должны быть представлены в виде заверенных копий (абз. 3 п. 5 ст. 93.1, абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ), кроме документов, составленных в электронном виде по установленным форматам. Если налоговый орган истребует документы в большом количестве, у налогоплательщиков возникает вопрос: можно ли заверить подшивку копий документов, а не копию каждого из них в отдельности?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил следующее: такой способ заверения копий документов не соответствует ст. 93 НК РФ, поскольку из ее положений можно сделать вывод, что должна быть заверена каждая копия документа, а не вся подшивка. При этом заверять копию необходимо согласно п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст). Ниже реквизита "Подпись" проставляется отметка "Верно". Далее указывается должность лица, заверившего копию, проставляется личная подпись, дается ее расшифровка и ставится дата заверения. Если налогоплательщик не представит в срок заверенные надлежащим образом копии истребованных документов, ему грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Аналогичную точку зрения Минфин России уже высказывал в Письмах от 24.10.2011 N 03-02-07/1-374, от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549. Вывод о том, что заверение подшивки копий документов не соответствует ст. 93 НК РФ, подтверждается Постановлениями ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 N А75-10184/2011.

Необходимость подачи в инспекцию большого количества заверенных копий документов возникает не только при их истребовании на основании ст. 93.1 НК РФ, но и в иных случаях, например при подтверждении экспортерами нулевой ставки НДС. Напомним, что перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки, предусмотрен ст. 165 НК РФ. В этой же статье указано на возможность подачи копий таких документов. Отметим, что в данной ситуации представление заверенной подшивки не должно послужить причиной для отказа в применении нулевой ставки. Как указывают суды, ст. 165 НК РФ не устанавливает особого порядка заверения копий документов. Это позволяет отклонять доводы налоговых органов о ненадлежащем оформлении копий в связи с отсутствием каких-либо реквизитов, например расшифровки подписи лица, заверившего копию, или даты заверения (см. Постановления ФАС Московского округа от 17.04.2007, 24.04.2007 N КА-А41/2718-07, от 28.07.2006 N КА-А40/6899-06). Учитывая данную судебную практику, а также отсутствие в ст. 165 НК РФ указания на представление именно заверенных копий документов, можно предположить, что заверение их подшивки будет оценено судом как незначительный недостаток в оформлении копий, который не повлечет отказа в применении нулевой ставки. В то же время представление незаверенных копий документов может повлечь такой отказ (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2003 N Ф03-А51/03-2/1428, от 20.06.2003 N Ф03-А51/03-2/1303, ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2004 N А56-23710 /03).

Таким образом, при проведении проверки контрагента налогоплательщик должен представить заверенную копию каждого истребованного документа. Для подтверждения нулевой ставки НДС можно заверить и подшивку копий документов, но в этом случае не исключены споры с налоговыми органами. 

 

 

Судебное решение недели

 

Налогоплательщик вправе оспорить решение инспекции в суде в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа

(Постановление ФАС Московского округа от 11.05.2012 N А41-34003/10) 

По результатам налоговой проверки инспекция вынесла решение о привлечении организации к ответственности. Налогоплательщик обжаловал это решение в вышестоящий налоговый орган, однако в удовлетворении жалобы ему было отказано. Организация не согласилась с позицией налоговых органов и подала в суд заявление о признании решения о привлечении к ответственности незаконным.

Суды первой и апелляционной инстанции в удовлетворении требований налогоплательщика отказали, сославшись на пропуск трехмесячного срока для обжалования решения инспекции. Суды исходили из того, что данный срок следует исчислять с момента получения налогоплательщиком копии обжалуемого решения. Однако ФАС Московского округа, рассматривавший данный спор в кассации, направил дело на новое рассмотрение, посчитав, что трехмесячный срок не был пропущен.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений госорганов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. ФАС указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений налоговых органов названный срок рассчитывается с учетом положений НК РФ. Поскольку согласно ст. 138 НК РФ акт инспекции может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган, трехмесячный срок обжалования в суд должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07).

Таким образом, суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации срок для подачи заявления в суд следовало исчислять с момента, когда налогоплательщик узнал о принятом вышестоящим налоговым органом решении. Поскольку данный срок был организацией соблюден, решения судов первой и апелляционной инстанций были отменены.

Аналогичные выводы содержит Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2011 N 10025/11.

Некоторые суды также указывали, что срок на обжалование решения в суде исчисляется с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 N А41-24560/10).


 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011