Хозоперации и налоги: тенденции спорных вопросов (31.05.2012) Печать
17.10.2012 11:17

 ЗАО "Консультант Плюс"

Ежедневно суды принимают большое количество решений по налоговым вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, однако для того чтобы принять верное решение, необходимо знать тенденции разрешения спорных ситуаций.

Настоящая рассылка предназначена для всех, кто несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность (заключение договоров, ведение учета, сдача отчетности). В ней собраны судебные решения по неоднозначным с точки зрения налогов ситуациям. К каждой подобной ситуации приводятся сведения о наличии или отсутствии аналогичной судебной практики и разъяснений контролирующих органов.

 

Исчисление НДС до истечения срока освобождения по ст. 145 НК РФ и неподача документов на продление расцениваются как отказ от применения освобождения

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть вынесено по истечении 10-дневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 101 НК РФ

Льгота, предусмотренная ст. 149 НК РФ, применяется в том числе при реализации соответствующих товаров на экспорт

 

Исчисление НДС до истечения срока освобождения по ст. 145 НК РФ и неподача документов на продление расцениваются как отказ от применения освобождения

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2012 N А56-34457/2011)

Инспекция провела выездную проверку деятельности организации, применявшей освобождение от НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. В ходе проверки налоговый орган установил, что компания исчислила НДС за один из кварталов проверяемого периода. Кроме того, налоговый орган отметил, что уведомление о продлении права на применение освобождение организация в срок не подала. Сделав из этого вывод, что таким образом налогоплательщик отказался от применения освобождения, инспекция доначислила ему НДС, пени и штраф. Оспаривая указанное решение, организация ссылалась на то, что никаких письменных уведомлений об отказе от использования права на освобождение от льготы, как предусмотрено п. 4 ст. 145 НК РФ, она не направляла. Несоблюдения ограничений, установленных пунктами 1, 4 и 5 ст. 145 НК РФ, допущено не было. Кроме того, налогоплательщик указал, что НДС был перечислен в бюджет ошибочно.

Суды всех трех инстанций признали доначисление налога правомерным в силу следующего. СогНК РФ организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев. Исключение составляют случаи, когда право на освобождение налогоплательщики утрачивают. По истечении 12-месячного срока налогоплательщик обязан представить в налоговый орган либо уведомление о продлении права на использование освобождения, либо уведомление об отказе от использования такого права. Суды указали, что помимо того, что организация, применяя освобождение, уплатила налог в бюджет, она также не подала уведомление о продлении права на использование освобождения. В силу п. 5 ст. 145 НК РФ в случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы, ему начисляется сумма налога с соответствующими санкциями. Таким образом, у судов не было оснований для признания оспариваемого решения недействительным.

Тенденция вопроса
В судебной практике не сложилось единого мнения по вопросу, лишает ли налогоплательщика права на освобождение неподача уведомления о продлении такого права. Некоторые суды считают, что неподача уведомления лишает права на освобождение (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 N А43-13450/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2010 N А33-18255/2009), иные придерживаются противоположной позиции (Постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2008 N Ф09-5261/08-С2 и др.).

 

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть вынесено по истечении 10-дневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 101 НК РФ

(Постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 N Ф09-2560/12)

Налоговая инспекция провела выездную проверку деятельности организации, отразив результаты проверки в акте. Организация направила в инспекцию возражения по этому акту, после чего налоговый орган принял решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках выездной проверки. Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным. При этом он ссылался на то, что решение было вынесено по истечении 10-дневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 101 НК РФ.

Суды всех трех инстанций признали действия налогового органа правомерными, руководствуясь следующим. В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения налогового законодательства, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем инспекции. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня окончания срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. В силу п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля. Суды пришли к выводу, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля связано с получением дополнительной информации, необходимой для принятия объективного решения по результатам проверки. Довод налогоплательщика о том, что оспариваемое решение вынесено по истечении 10-дневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 101 НК РФ, судьи отклонили. Они указали, что этот срок не является пресекательным и его нарушение налоговым органом не может служить безусловным основанием для отмены оспариваемого решения.

Тенденция вопроса
Федеральные арбитражные суды аналогичные споры не рассматривали.

 

Льгота, предусмотренная ст. 149 НК РФ, применяется в том числе при реализации соответствующих товаров на экспорт

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2012 N А53-8871/2011)

Инспекция отказала компании, реализующей лом и отходы черных металлов, в применении вычетов по НДС. Налоговый орган указал, что такие операции не облагаются данным налогом в силу ст. 149 НК РФ, а следовательно, вычет применить нельзя. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в суде, ссылаясь на то, что указанные товары реализовывались на экспорт, а данная деятельность должна осуществляться в соответствии со ст. ст. 164 и 165 НК РФ.

Суды всех трех инстанций встали на сторону налогового органа, руководствуясь следующим. Согласно ст. ст. 171 и 172 НК РФ для предъявления сумм НДС к вычету налогоплательщик обязан подтвердить соответствующими документами приобретение товаров с целью осуществления операций, облагаемых НДС, и принятие этих товаров на учет. В соответствии с гл. 21 НК РФ хозяйственные операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ), и операции, облагаемые налогом по различным ставкам, включая нулевую (ст. 164 НК РФ), являются разными видами операций. В силу ст. 147 НК РФ Россия признается местом реализации товара, в том числе если товар в момент отгрузки или транспортировки находится на ее территории, а следовательно, в приведенный в ст. 149 НК РФ перечень операций, не облагаемых НДС, включаются и экспортные операции, в частности реализация лома и отходов черных и цветных металлов. С 1 января 2009 г. при реализации данных товаров НДС не уплачивается, поэтому и экспортные операции с ними не облагаются указанным налогом (в том числе по нулевой ставке). Таким образом, налогоплательщик не вправе применить спорные вычеты.

Тенденция вопроса
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.01.2011 N Ф03-9432/2010, ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N А56-35175/2011 и др. Подобная позиция отражена и в официальных разъяснениях (см. Письма Минфина России от 02.02.2011 N 03-07-08/32, от 15.07.2011 N 03-07-08/220, Письмо УФНС России по г. Москве от 18.02.2011 N 16-15/015581@). Однако в судебной практике встречаются и противоположные решения (например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2010 N А53-5165/2010, ФАС Уральского округа от 05.08.2010 N Ф09-5865/10-С1).

Кроме того, некоторые суды указывают, что для применения льготы по ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности. Если такой документ отсутствует, то при экспорте товаров льгота не применяется, а значит, "входной" НДС можно принять к вычету (Постановления ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 N А55-15625/2008, от 18.05.2009 N А55-17435/2008). Вычет также можно использовать, если налоговый орган не сможет доказать, что экспортируемый товар утратил свои потребительские свойства и является ломом (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2012 N А78-8302/2010, от 02.04.2012 N А78-9045/2010, ФАС Северо-Западного округа от 03.11.2011 N А56-9010/2011).

Следует иметь в виду, что данный порядок не применяется при экспорте товаров в страны Таможенного союза, поскольку такие операции облагаются НДС по нулевой ставке (см., например, Письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-07-13/01-15).