Home Аудит Сатьи Изменение законодательства для бухгалтера от 16.08.2012
Изменение законодательства для бухгалтера от 16.08.2012 PDF Печать E-mail
29.08.2012 11:19

ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Введено в действие несколько новых МСФО, которые частично заменят действующие стандарты

2. Квитанция о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде подтверждает факт ее принятия инспекцией

3. Экспедитор, применяющий УСН с объектом "доходы", не учитывает сумму возмещения понесенных в интересах клиента затрат

4. Срок принятия инспекцией решения об уточнении платежа Налоговым кодексом РФ не установлен

 

Комментарии

1. Можно ли сумму отпускных включить в расходы единовременно, если отпуск работника начинается в одном и заканчивается в другом отчетном (налоговом) периоде?

2. Может ли индивидуальный предприниматель передать право подписания счета-фактуры уполномоченному представителю?  

 

 

Новости

 

1. Введено в действие несколько новых МСФО, которые частично заменят действующие стандарты

Приказ Минфина России от 18.07.2012 N 106н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" 

Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ все кредитные и страховые организации наряду с бухгалтерской отчетностью должны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Вскоре, начиная с отчетности за 2015 г., аналогичная обязанность появится у компаний, ценные бумаги которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 8 указанного закона). Кроме того, консолидированная отчетность составляется, если ее представление и (или) публикация предусмотрены федеральными законами или учредительными документами организации. Напомним, что Приказом Минфина России от 25.11.2011N 160н на территории РФ введены в действие 37 стандартов и 26 разъяснений МСФО.

Впрочем, не только компании, составляющие консолидированную отчетность, должны руководствоваться международными стандартами. Так, согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) к МСФО при формировании учетной политики следует обращаться, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета.

Рассматриваемым приказом вводятся в действие два новых стандарта:

- МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях", информация которого позволит его пользователям оценить характер участия компании в других предприятиях и связанные с ним риски, а также влияние такого участия на финансовое положение, финансовые результаты и потоки денежных средств компании;

- МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости", применяющийся, когда какой-либо другой стандарт требует или позволяет использовать оценку справедливой стоимости или раскрытие информации об оценках справедливой стоимости.

Некоторые стандарты заменят ныне действующие, утвержденные Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н:

- МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам" (вместо МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам");

- МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность" (вместо МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность");

- МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия" (вместо МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные предприятия");

- МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" (вместо МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" и Разъяснения ПКР (SIC) 12 "Консолидация предприятия специального назначения"). При этом п. 2 рассматриваемого приказа установлено, что подп. "а" п. 4 МСФО (IFRS) 10 не применяется кредитными и страховыми организациями;

- МСФО (IFRS) 11 "Совместная деятельность" (вместо МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве" и Разъяснения ПКР (SIC) 13 "Совместно контролируемые предприятия - немонетарные вклады участников совместного предпринимательства").

Кроме того, документом МСФО "Представление статей прочего совокупного дохода" внесены поправки в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и другие стандарты.

Новые стандарты обязательны к применению для годовых периодов, которые начинаются после 1 января 2013 г. Добровольно вновь введенные МСФО можно применять с момента их официального опубликования (на день подготовки материала Приказ Минфина России от 18.07.2012 N 106н опубликован не был) с особенностями, установленными в этих документах. Сроки обязательного применения организациями поправок, внесенных в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и иные стандарты, определены документом "Представление статей прочего совокупного дохода".

 

2. Квитанция о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде подтверждает факт ее принятия инспекцией

Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-07/1-182 

Минфин России дал разъяснения, связанные с порядком представления в инспекцию бухгалтерской отчетности в электронном виде.

По общему правилу организации обязаны представлять в инспекцию по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Документы могут быть представлены в том числе в электронном виде в формате, утвержденном Приказом ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-6/87@.

Как пояснило финансовое ведомство, электронная бухгалтерская отчетность принимается должностным лицом налогового органа в том же порядке, что и электронные налоговые декларации (расчеты). При этом конечным результатом процедуры по приему деклараций (расчетов) является их регистрация в информационном ресурсе инспекции и направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме документов, подписанной ЭЦП уполномоченного представителя инспекции. Это предусмотрено п. п. 161, 135 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н.

Таким образом, факт принятия инспекцией электронной бухгалтерской отчетности подтверждается соответствующей квитанцией.

 

3. Экспедитор, применяющий УСН с объектом "доходы", не учитывает сумму возмещения понесенных в интересах клиента затрат

Письмо Минфина России от 25.07.2012 N 03-11-06/2/96 

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент, помимо выплаты экспедитору вознаграждения, обязан возместить ему расходы, понесенные при исполнении такого договора. Минфин России указал, что при применении экспедитором УСН с объектом "доходы" сумма данного возмещения не учитывается при определении налоговой базы.

Финансовое ведомство сослалось на подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которым при применении данного спецрежима в доходы не включается, в частности, имущество (в том числе денежные средства), полученное посредником в связи с исполнением обязательств по договору, а также в счет возмещения затрат, если эти затраты не признаются расходами посредника по условиям договора. Исключение составляет комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, сумма компенсации затрат экспедитора не отражается в его доходах. В базу включается только вознаграждение по договору.

Напомним, что в отношении аналогичных по сути компенсаций по договорам, которые не носят посреднический характер (например, по договору возмездного оказания услуг), финансовое ведомство придерживается другой позиции, полагая, что сумму возмещения следует включать в налоговую базу (см. выпуск обзора от 11.07.2012).

 

4. Срок принятия инспекцией решения об уточнении платежа Налоговым кодексом РФ не установлен

Письмо Минфина России от 16.07.2012 N 03-02-07/1-176 

Организация вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении показателей в платежном поручении на перечисление налога (п. 7 ст. 45 НК РФ). С такой просьбой можно обратиться, если в поручении правильно указан счет Федерального казначейства, но есть ошибки в прочих показателях, например в КБК. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих перечисление налога на соответствующий счет Федерального казначейства. На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и производит перерасчет пеней, начисленных со дня уплаты налога до даты принятия решения (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ). В течение пяти дней после принятия данного решения налоговый орган должен уведомить о нем налогоплательщика.

Минфин России отметил, что в п. 7 ст. 45 НК РФ не установлен срок для принятия инспекцией решения об уточнении платежа. Обратим внимание, что ранее в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324 финансовое ведомство указывало следующее: поскольку специальный срок для принятия такого решения не определен, необходимо исходить из срока, установленного для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога (п. п. 4, 8 ст. 78 НК РФ). Таким образом, решение об уточнении платежа принимается в течение десяти рабочих дней с момента получения от налогоплательщика заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если данная сверка проводилась.

В рассматриваемом Письме Минфин России напомнил, что если, по мнению налогоплательщика, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, то указанные документы, а также действия или бездействие могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 19 НК РФ. 

  

Комментарии

 

1. Можно ли сумму отпускных включить в расходы единовременно, если отпуск работника начинается в одном и заканчивается в другом отчетном (налоговом) периоде?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 23.07.2012 N 03-03-06/1/356 

Комментарий:

Вопрос о порядке учета при исчислении налога на прибыль начисленных отпускных, в случае если ежегодный оплачиваемый отпуск работника начинается в одном, а заканчивается в другом отчетном (налоговом) периоде, давно является спорным.

Минфин России настаивает на том, что в данной ситуации отпускные следует включать в расходы пропорционально дням отпуска в каждом периоде. При этом финансовое ведомство указывает следующее: отпускные относятся к расходам на оплату труда, которые учитываются ежемесячно исходя из начисленных сумм (п. 7 ст. 255, п. 4 ст. 272 НК РФ), а согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Ранее аналогичную позицию Минфин России высказывал, например, в Письмах от 14.06.2011 N 07-02-06/107, от 23.12.2010 N 03-03-06/1/804, от 12.05.2010 N 03-03-06/1/323, от 28.03.2008 N 03-03-06/1/212.

Однако большинство арбитражных судов придерживается противоположной точки зрения: расходы на оплату ежегодного оплачиваемого отпуска, переходящего на следующий отчетный (налоговый) период, при расчете налога на прибыль полностью учитываются в том периоде, когда отпускные были начислены и выплачены (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2011 N А27-6004/2011, ФАС Московского округа от 24.06.2009 N КА-А40/4219-09). ФАС Уральского округа отклонил ссылку налогового органа на разъяснения Минфина России, указав, что из буквального толкования ст. 272 НК РФ не следует необходимость распределения суммы начисленных отпускных пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период (Постановление от 08.12.2008 N Ф09-9111/08-С3).

Именно такой подход представляется наиболее обоснованным.

В соответствии с ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Следовательно, отпускные начисляются и выплачиваются работникам единовременно независимо от того, приходится отпуск на один отчетный (налоговый) период либо переходит на следующий. Правила признания расходов в виде отпускных установлены специальной нормой - п. 4 ст. 272 НК РФ, согласно которой отпускные учитываются в периоде их начисления. При этом указанная норма не устанавливает порядок распределения суммы отпускных пропорционально дням отпуска, который приходится на два отчетных (налоговых) периода. Соответственно, оснований для деления рассматриваемой суммы на части не имеется. Данные затраты налогоплательщик вправе учитывать в полном объеме в том периоде, когда отпускные начислены и выплачены. Однако при наличии у Минфина России иной позиции велика вероятность, что правомерность такого учета налогоплательщику придется доказывать в суде.

 

2. Может ли индивидуальный предприниматель передать право подписания счета-фактуры уполномоченному представителю?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 24.07.2012 N 03-07-14/70 

Комментарий:

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении предоплаты в счет будущих поставок организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, должны выставлять покупателям счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ). В ст. 169 НК РФ установлены обязательные требования к счетам-фактурам, невыполнение которых влечет отказ покупателю в применении вычета сумм налога. Согласно п. 6 указанной статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации. Если счет-фактуру выставляет индивидуальный предприниматель, он ставит свою подпись и указывает реквизиты свидетельства о госрегистрации.

Отвечая на вопрос о том, может ли предприниматель передать полномочия на подписание счетов-фактур своему работнику, Минфин России на основе указанных выше положений пришел к выводу, что предприниматель должен подписывать счет-фактуры лично. Ранее финансовое ведомство также сообщало, что в налоговом законодательстве нет нормы, предусматривающей право индивидуального предпринимателя возлагать обязанность подписывать счета-фактуры на уполномоченных им лиц (Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-09/02). Аналогичной точки зрения придерживается и ФНС России (Письмо от 09.07.2009 N ШС-22-3/553@).

Однако такое мнение не является единственно верным.

Действительно, п. 6 ст. 169 НК РФ право подписания счета-фактуры уполномоченными лицами предоставлено только лицам, действующим от имени организации. В то же время налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях через своего представителя, если иное прямо не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 26 НК РФ). Физлицо, которым согласно ст. 11 НК РФ является и индивидуальный предприниматель, может передать свои полномочия представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Правилах заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, не содержится запрета на подписание счета-фактуры уполномоченным лицом предпринимателя.

Соответственно, предприниматель может в нотариальном порядке оформить на работника доверенность, в соответствии с которой ему передаются полномочия по подписанию счетов-фактур от имени предпринимателя.

Арбитражные суды также подтверждают, что счет-фактура, подписанный уполномоченным лицом предпринимателя, является оформленным надлежащим образом. При этом ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 11.03.2008 N Ф08-949/08-334А указал, что подписание счетов-фактур от имени предпринимателя его сотрудником правомерно, поскольку такое право установлено в распоряжении предпринимателя. Пятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.12.2008 N 05АП-2347/2008 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 27.04.2009 N Ф03-1177/2009) признал необоснованным отказ инспекции в применении вычета НДС, обусловленный в том числе тем, что счет-фактура был подписан уполномоченным лицом предпринимателя. Причем такие полномочия были переданы в соответствии с приказом предпринимателя.

Кроме того, в арбитражной практике была ситуация, когда налогоплательщик обратился в суд с иском об обязании контрагента представить надлежащим образом оформленный счет-фактуру. ФАС Центрального округа отказал в его удовлетворении, указав, что гл. 21 НК РФ не содержит запрета на подписание счета-фактуры от имени индивидуального предпринимателя уполномоченным лицом. Таким образом, спорный документ был признан оформленным в соответствии с действующим законодательством (Постановление от 31.05.2012 N А14-7931/2011).

Следует отметить, что счет-фактура - документ, на основании которого можно принять к вычету суммы "входного" НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ), поэтому в подобной ситуации рискует именно покупатель. Он может обратиться к продавцу - индивидуальному предпринимателю с просьбой переоформить выставленный счет-фактуру, на котором стоит подпись другого лица. В ином случае право на вычет, скорее всего, придется отстаивать в суде.


 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011