Налогообложение суточных при разъездном характере работы Печать
29.08.2012 16:05
Компания ГАРАНТ

В организации работают сотрудники, деятельность которых носит разъездной характер. Облагаются ли НДФЛ суточные, выплачиваемые данной категории работников? Облагается ли страховыми взносами средний заработок, сохраняемый за работниками, призванными на военные сборы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Суточные, выплачиваемые сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не облагаются НДФЛ. Средний заработок, сохраняемый за работниками, призванными на военные сборы, по мнению Минздравсоцразвития и ФСС РФ, облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Обоснование вывода:

Суточные

На основании ст. 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. При этом размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором. В соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы относится к числу обязательных условий трудового договора.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в частности, расходы, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Если работникам выплачиваются компенсации для возмещения расходов, связанных с разъездным характером работы, то, по мнению Минфина России, они не подлежат обложению НДФЛ на основании положений п. 3 ст. 217 НК РФ (письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, от 19.07.2010 N 03-04-06/6-154, от 27.08.2007 N 03-03-06/3/14). При этом в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте должны быть установлены размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников.

Так, суточные, выплачиваемые сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, от 04.09.2009 N 03-04-06-01/230). При этом ограничение, установленное п. 3 ст. 217 НК РФ в отношении необлагаемого размера суточных при командировках (не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке), в данном случае не применяется, поскольку рассматриваемые служебные поездки не признаются командировками.

Средний заработок

С 1 января 2011 года ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) действует в новой редакции, согласно которой объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

База для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В ст. 9 Закона N 212-ФЗ выплаты гражданам в размере среднего заработка за время прохождения военных сборов не предусмотрены.

В связи с этим, по мнению контролирующих органов, средний заработок, выплачиваемый организацией в соответствии с законодательством РФ, в частности работникам в период прохождения ими военных сборов, облагается страховыми взносами (письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, письмо Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170).

При этом ранее (до 1 января 2011 года) контролирующие органы разъясняли, что страховые взносы на соответствующие выплаты не начисляются именно потому, что они производятся вне рамок трудовых отношений, хотя в то время в ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ речь шла о выплатах по трудовым договорам (письма Минздравсоцразвития РФ от 27.05.2010 N 1354-19, от 19.05.2010 N 1239-19, письмо ПФР от 29.09.2010 N 30-21/10260).

На наш взгляд, оснований полагать, что перечисленные в вопросе выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений, нет. Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). Учитывая, что трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем, а интересующие Вас выплаты производятся без каких-либо договоренностей между работником и работодателем в силу прямого указания закона и стороны не определяют ни размеры, ни условия, ни порядок таких выплат, они не должны облагаться страховыми взносами.

Приведем дополнительные аргументы в поддержку нашей позиции.

Частью первой 170 ТК РФ установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).

Таким образом, ТК РФ предусмотрено, что работодатель только освобождает работника от работы. При этом выплату работнику за время исполнения государственных или общественных обязанностей производит не работодатель, а государственный орган или общественное объединение.

Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы. Компенсация данных расходов, согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Как видим, в соответствии с пп. 2 п. 2 Правил все начисления на фонд оплаты труда подлежат возмещению работодателю.

Работодатель, начисляющий и выплачивающий средний заработок за время военных сборов, выступает в качестве "посредника" между гражданином и федеральным бюджетом. В конечном счете, расходы в пользу призванного на военные сборы лица несет государство. Оно же страхует жизнь и здоровье граждан, призванных на военные сборы (Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы").

Начисление работодателем взносов с суммы среднего заработка будет означать, что вопреки требованиям ст. 170 ТК РФ он также несет обязанности по финансовому обеспечению исполнения работником государственной или общественной обязанности.

С учетом изложенного считаем, что средний заработок, сохраняемый на время прохождения военных сборов и возмещаемый воинской частью работодателю, страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не облагается, однако работодателю, придерживающемуся указанной позиции, не избежать споров с контролирующими органами и отстаивать ее, возможно, придется в суде.

Если организация примет решение начислять страховые взносы на рассматриваемые выплаты, то в этом случае суммы уплаченных страховых взносов должны компенсироваться из федерального бюджета на основании положений пп. 2 п. 2 и п. 3 Правил. Однако в рассматриваемой ситуации государственные органы отказываются компенсировать указанные суммы. В таком случае организация может обратиться в суд с требованием о взыскании страховых взносов. В этой связи хотелось бы обратить Ваше внимание на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 N 06АП-340/12, в котором суд удовлетворил требования общества о взыскании страховых взносов с комиссариата.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с Энциклопедией хозяйственных ситуаций. Выплаты при разъездном характере работы (подготовлено экспертами компании "Гарант");

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.