Организация оказания медицинской помощи в субъекте РФ с 2012 года |
18.10.2012 15:37 |
Ю. Васильев, д.э.н., генеральный директор КГ «Аюдар»/ Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 7/2012 С 01.01.2012 вступили в силу отдельные положения Федерального закона № 323-ФЗ[1] (ст. 16 и 17), регулирующие полномочия органов власти субъектов РФ и муниципальных органов в сфере здравоохранения. Указанными нормами ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания гражданам первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи закрепляются за органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае передачи им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, в том числе по организации оказания медицинской помощи. Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, где медицинская помощь оказывается согласно ст. 42 данного закона) в сфере охраны здоровья относятся:
Таким образом, начиная с 01.01.2012 у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по организации оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Аналогичные нормы внесены в Федеральный закон № 131-ФЗ. В соответствии с ч. 12 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которые использовались органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находились в муниципальной собственности до дня вступления в силу Федерального закона № 323-ФЗ[2], передаются в собственность соответствующих субъектов РФ в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством РФ. Для справки Передача муниципальных учреждений здравоохранения в собственность субъектов РФ не является реорганизацией учреждений. Указанный вывод, в частности, подтверждается Постановлением ФАС ВВО от 18.06.2009 № А29-8715/2008. Вместе с тем ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом случае оказание гражданам медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями согласно иным нормативным правовым актам не допускается. Так, например, органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделены отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере охраны здоровья граждан Областным законом Ленинградской области от 29.12.2011 № 114-оз. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:
Обратите внимание В случае принятия решения о передаче полномочий органам местного самоуправления здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которые использовались ими в целях охраны здоровья и находились в муниципальной собственности до передачи полномочий органам местного самоуправления, могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению (ч. 13 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ). Кроме того, следует отметить, что законы субъектов РФ, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из соответствующих бюджетов (ч. 8 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ). Напомним, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов РФ, переданных органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций (ст. 140 БК РФ). Такие субвенции формируются в бюджете субъекта РФ за счет:
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Для справки Положения законов субъектов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке. Порядок передачи имущества Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее – Постановление № 374). В соответствии с п. 2 Постановления № 374 для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ необходимо представить следующие документы:
Кроме того, при передаче муниципальных учреждений как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, наряду с вышеуказанными документами представляются перечень данных учреждений согласно приложению 1 к Постановлению № 374 и перечень недвижимого имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Также к предложению о передаче прилагается перечень имущества, предлагаемого к передаче, согласно приложению 2 к Постановлению № 374. В соответствии со ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее ему имущество. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Напомним, что передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, а также между субъектами учета и иными государственными (муниципальными) организациями, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 29 Инструкции № 157н[3]). Принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных объектов основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 Инструкции № 162н[4]). Трудовые отношения с работниками В соответствии со ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»):
Для справки В случае расторжения трудовых договоров с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков таких работников (ст. 181 ТК РФ). Как мы уже отмечали, смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. Однако они могут сами отказаться продолжать трудовые отношения. В этом случае трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ. При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может быть основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. [1] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [2] В соответствии со ст. 101 Федерального закона № 323-ФЗ указанный нормативный акт начал действовать со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Федеральный закон № 323-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 22.11.2011. [3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [4] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. |