Надо ли помогать потерпевшим Печать
29.08.2012 20:40

Надо ли помогать потерпевшим

Как научить людей отвечать за свои поступки

В СМИ уже прошла информация о том, что многие банки готовы пойти навстречу потерявшим жилье и работу из-за наводнения людям. Будут отложены выплаты по кредитам, банки откажутся от штрафов за просрочки платежей, а в некоторых случаях и спишут долги целиком. Казалось бы, это свидетельствует о «человечности» финансистов, которых «простые люди» привыкли считать бездушными роботами, вытряхивающими последние деньги из наивных граждан.

В реальности же, конечно, с точки зрения банков такие действия по большей части являются упреждающим ударом по возможным негативным пиар-последствиям требования долгов с пострадавших. Проще говоря, банкам дешевле отказаться от части прибыли по кредитам, чем разбираться с толпой неплательщиков, бьющих на жалость в СМИ и кабинетах местных властей. Причем главное - вовремя (пока интерес к событию не пропал) сообщить о своих льготах, засветившись в «Ведомостях», а как потом будут развиваться события - время покажет. Через месяц-два судьба жителей Крымска и окрестностей мало кого в прессе будет волновать настолько, чтобы разбираться, кому на самом деле отложили выплаты, а с кого и почему дерут проценты по полной вместе со штрафами.

Тем не менее у этой проблемы есть и другая сторона. Наводнение показало, что ни банки, ни люди не готовы к форс-мажорным обстоятельствам. Ни у тех, ни у других нет заранее готового исчерпывающего ответа на вопрос, что делать в такой ситуации.

Люди не страхуют ни имущество, ни здоровье, ни жизнь, по крайней мере не делают это на суммы, достаточные для погашения долгов или хотя бы продолжения выплат. О «форс-мажорных» сбережениях, похоже, речи вообще нет. Человек, беря в долг у банка значительную сумму, подвергает серьезной опасности своих ближайших родственников, которые в случае его неожиданной смерти должны продолжать выплаты. При этом он не задумывается о страховке, которая могла бы помочь наследникам справиться с его долгами.

У банков тоже нет конкретного плана действий: каждый случай с кредитами пострадавших людей будет разбираться индивидуально. Погиб член семьи? Получай списание кредита. Смыло дом? Так и быть, отложим выплаты за купленный ранее сотовый на полгода без штрафа. Покосился сарай во дворе, а остальное цело? Сочувственно пожмем руку, но условия кредита не изменим. Или иначе: не пострадал вообще, но приложил к заявлению на списание кредита круглую сумму в конверте непосредственно сотруднику банка - нарисуем документ, согласно которому можно избавить тебя от будущих выплат.

Любая возможность «персонального» решения той или иной проблемы, да еще и в условиях стихийного бедствия, приводит как к случайным ошибкам, так и к совсем не случайным нарушениям. Причем ошибки могут быть и в виде неожиданного «подарка» не сильно пострадавшему, и в виде отказа от помощи реально нуждающемуся.

Кроме того, «благотворительность» банков по отношению к заемщикам не бесплатна. За неумение планировать свою жизнь одних людей расплатятся другие - прочие клиенты банка или его акционеры. Зато у пострадавших закрепится очень полезный в российских условиях навык: «не надо заботиться о своем будущем, долги в случае чего все равно простят, да еще квартиру дадут».

Пойти навстречу тем, кто многое потерял, не побеспокоившись заранее о форс-мажоре, конечно, можно и нужно. Но это не значит, что они должны получать бонусы за счет тех, кто исправно платил страховку, откладывал деньги на черный день и сдерживал объемы получения кредитов на разумном уровне. После возвращения к нормальной жизни неразумные граждане должны компенсировать нанесенные банкам потери. Возможно, это научит их в следующий раз более ответственно подходить к планированию своей жизни.