Как простые американцы наказали банкиров Печать
16.10.2012 15:19

Как простые американцы наказали банкиров

Не важно, что ты делаешь, важно - почему

По фейсбук-призыву 27-летней галеристки из Лос-Анджелеса Кристен Христиан десятки тысяч американцев сказали свое решительное «нет» крупным банкам. Они забрали сбережения и перевели их в «более дружественные» локальные банки или кредитные союзы. Акция стала следствием неслыханной наглости Bank of America, решившего брать за обслуживание дебетовых карт своих клиентов по 5 долларов в месяц. Примеру крупнейшего американского банка последовали и другие финансовые учреждения, но именно BofA стал символом жадности, вызвавшим самую сильную реакцию вкладчиков.

Сама Кристен не ожидала столь масштабной реакции. Она лишь написала возмущенный пост в Фейсбуке и предложила своим пятистам френдам «показать кузькину мать» зарвавшимся капиталистам. Однако социальная сеть сделала свое дело: друзья написали посты в поддержку акции, их друзья - тоже… В итоге на Bank Transfer Day (так назвали акцию по переводу средств, назначенную на 5 ноября) оказались приглашены более 600 тыс. человек, из которых около 86 тыс. подтвердили свое участие, чуть больше 50 тыс. отказались, 17 тыс. взяли время на раздумья, а остальные с любопытством наблюдали, что из этого выйдет.

К моменту проведения акции все банки уже отказались от идеи ежемесячно снимать деньги с владельцев карточек, но участников стихийно возникшего движения это не остановило: они массово «уволили» провинившиеся банки из своей жизни (игра слов: в английском глагол to fire означает одновременно «уволить» и «расстрелять»).

Массовость действительно впечатляет. Движение, начатое Кристен Христиан, лишь часть всеобщего возмущения. В целом же с 29 сентября, когда Bank of America объявил о своем решении, люди положили на депозиты в кредитных союзах 4,5 млрд долларов. Национальная ассоциация кредитных союзов США сообщила, что во входящих в нее организациях за последние четыре недели было открыто 650 тыс. новых счетов, из них примерно четыре пятых - именно как реакция на действия больших банков. Забавно, правда, что большая часть этих денег пошла в самые крупные союзы, аккумулирующие свыше 100 млн долларов каждый. Люди в любом случае тянутся к большим организациям, даже когда протестуют против других больших организаций.

Откровенно говоря, крупные банки вряд ли очень уж сильно переживают из-за происходящих событий. Вся мировая система кредитных союзов имеет меньшие активы, чем любой из крупнейших американских банков. Да и мелкие региональные (локальные) банки в США не конкурируют с «монстрами». Тем не менее польза от подобных мероприятий есть, и нам не мешало бы обратить внимание на американский опыт.

Не так важно, в каком банке человек хранит деньги, какими карточками и интернет-услугами пользуется. Важно, чтобы потребитель хорошо понимал, почему он выбрал именно этот банк. И периодически задавал себе вопрос: «Не пора ли устроить личный Bank transfer day?»

Жители более-менее крупных городов России имеют вполне приличный выбор банков и могут себе позволить раз в полгода или в год пробежаться по близлежащим отделениям для сбора актуальной информации о тарифах, ставках и условиях обслуживания. Этого вполне достаточно, чтобы быть в курсе ситуации и принимать обоснованные решения.

Кстати, о таких решениях обязательно надо рассказывать окружающим - будь то друзья за столом или френды в Фейсбуке. Только распространение достоверной информации с одной стороны позволит многим людям сделать правильный выбор, а с другой - заставит менеджеров и сотрудников банка «шевелиться», повышая качество услуг.

А со временем, быть может, мы научимся заставлять «жирных котов» из крупнейших банков отменять решения, которые нам не нравятся. Кстати, плата за обслуживание дебетовой карты в России - обычное явление…