Что касается Российской Федерации, то здесь лицензирование проектирования зданий и сооружений проводит Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Разрешение на строительную деятельность в РФ выдается сроком на 5 лет, если кандидат сам не указал в своем заявлении меньший срок. Существуют определенные требования, которые являются условием выдачи лицензии. Это наличие в штате организации не менее 50% специалистов и руководителей в области проектирования (архитекторов, конструкторов, специалистов по инженерному оборудованию, технологов и т.д.); наличие высшего профессионального образования у руководителя организации и опыта работы по проектированию не менее 5-ти лет.
Требуется также регулярное повышение квалификации самого предпринимателя и работников юридического лица, которое проходит лицензирование проектирования зданий, не реже 1 раза в 5 лет. Важно наличие системы контроля за качеством документации по проекту, выпускаемой юридическим лицом.
Государственный комитет Российской Федерации принимает решение о выдаче лицензии или отказе в срок, не превышающий 60 дней, начиная с даты поступления заявления. Так же, как и на Украине, в Российской Федерации лицензионный орган может провести проверку соответствия кандидата на выдачу лицензии условиям и требованиям. Для этого могут привлекаться независимые эксперты - проектные организации, органы государственной экспертизы, надзорные органы или отдельные специалисты.
Есть у обязательного государственного лицензирования проектирования зданий, экологическая документация и свои подводные камни. Это издержки предпринимателей на получение строительной лицензии, и экологическая документация, и экологические проекты, которые впоследствии неминуемо выливаются в рост стоимости проектирования здания.
Одним из первых исследований в этой области стал доклад информационно-аналитического центра "Бизнес-Тезаурус", согласно которому средние затраты предпринимателей на лицензирование строительной деятельности составили около 50 000 рублей. Сюда входили затраты на официальные и неофициальные платежи, траты на ускорение процедуры лицензирования, вознаграждения посредникам и т.п. Разумеется, предприниматель, выложивший деньги за получение лицензии, постарается возместить свои расходы путем увеличения стоимости проектирования здания.
Как утверждают противники обязательного лицензирования, доходы государственного бюджета от лицензирования проектирования зданий и выдачи других строительных лицензий составили более 100 миллионов рублей. Это приблизительно 2 % от затрат предпринимателей. Исходя из этого, 98% приходится на частные доходы так называемых "операторов административного барьера" и других посредников. Эти доходы в первую очередь возникают из навязываемых экспертных и консультационных услуг и непосредственной работы посредников. Во-вторых существует всем известная система неформальных платежей и экологические проекты, на которые приходится около половины затрат на лицензирование. Противники лицензирования проектирования зданий видят в результатах данного исследования наглядную оценку того, как обязательное лицензирование способствует росту коррупции в государственных органах. Для заказчика же, желающего получить проект сооружения это означает увеличение сметы, так как стоимость проектирования здания растет пропорционально увеличению расходов проектировщика.
Таковы доводы противников обязательного лицензирования проектирования зданий, и с ними тоже трудно поспорить, как и с аргументами сторонников этой процедуры. А последние утверждают, что лицензирование проектирования зданий и проект нормативов ПДВ — не пустая формальность, оправдывающая увеличение стоимости проектирования этих зданий, а средство контроля за качеством проекта и профессионализмом архитекторов-проектировщиков. Необходимо продолжение дискуссии по проблеме в поисках оптимального решения государственного контроля в проектировании и строительстве и при выдаче проект ПДВ. И в идеале это решение должно быть таким, чтобы не отражаться в конечном итоге на стоимости проектирования здания и соответственно не бить по кошельку как предпринимателя, так и заказчика.
|