Home Наши статьи Налоговая интрига года: Закон о трансфертном ценообразовании
Налоговая интрига года: Закон о трансфертном ценообразовании PDF Печать E-mail
15.05.2012 10:16

Возможно уже с 1 января 2011 года компании будут вынуждены ускоренными темпами пересматривать применяемые налоговые схемы

Закон о трансфертном образовании разрабатывается с 2004 года. К настоящему моменту он прошел первое и второе чтение в Госдуме РФ и, как предполагается, будет принят до конца 2010 года. В связи с чем компании-налогоплательщики столкнутся с целым рядом новых проблем.

Объектом регулирования нового закона станут операции реализации в рамках группы взаимосвязанных лиц по ценам, отличным от рыночных.

Принятие Закона о трансфертном ценообразовании положит начало новому этапу борьбы налоговиков с заниженными ценами. В начале 90-х годов XX века действовал запрет на продажу продукции ниже себестоимости. Впоследствии в статье 40 Налогового кодекса РФ было установлено предельно возможное отклонение цены от рыночной стоимости - 20%. Практика применения статьи 40 продемонстрировала, что текущее налоговое законодательство не способствует решению задач, поставленных правительством страны.

Современная бизнес-структура представляет из себя совокупность компаний, отношения между которыми закреплены на уровне контрактов. Полный производственный цикл от момента передачи сырья в переработку до реализации конечной продукции потребителю складывается из операций входящих в бизнес-структуру предприятий, при этом промежуточный результат в цепочке передается по трансфертным ценам. Цены зачастую устанавливаются таким образом, чтобы минимизировать налоговую нагрузку: прибыль аккумулируется в компании, находящейся в регионе с минимальными ставками налога, а убыток – в компании, действующей в регионе с более высоким уровнем налогообложения. Нередко ценообразование с помощью трансфертных цен используется для вывода капитала заграницу: продукция по заниженным ценам реализуется оффшорной компании, последняя осуществляет продажу по рыночным ценам. Основная масса прибыли при такой схеме оседает на счетах в оффшорной зоне с льготным налогообложением.

Новый порядок регулирования трансфертного ценообразования предполагает исключение из Налогового кодекса двух статей: статьи 40, устанавливающей правила определения цен для целей налогообложения, и статьи 20, определяющей круг лиц, признаваемых взаимозависимыми для целей налогообложения. Вместо них вводится отдельный раздел, устанавливающий правила расчетов между взаимозависимыми лицами.

Закон о трансфертном ценообразовании существенно расширяет круг взаимозависимых лиц и фиксирует возможность установления взаимозависимости в судебном порядке.

Выделены три основные группы сделок, подлежащих обязательному контролю. К первой группе отнесены сделки между взаимозависимыми лицами. Ко второй – сделки с товарами, являющимися объектами торговли на мировых биржах. К третьей – операции с оффшорными компаниями. Сделки между взаимозависимыми лицами будут контролироваться в следующих случаях: если сумма доходов и расходов по сделкам превышает 1 млрд рублей в течение года, если один из участников сделки применяет ЕНВД или ЕСХН, или же сделка заключена с объектами, подлежащими налогообложению НДПИ.

К неконтролируемым отнесены сделки «консолидированного налогоплательщика» - бизнес-группы, ведущей общую налоговую отчетность и имеющей право складывать финансовые результаты входящих в группу бизнес-единиц.

Закон устанавливает диапазон цен, выход за пределы которого приведет к налоговой проверке. Для определения степени соответствия цен сделки рыночным ценам предусмотрено использование шести основных методов. В нормативном акте значительно расширен список источников информации, возможных к использованию для расчета цен по рынку.

Положения Закона о трансфертном ценообразовании закрепляют за крупнейшими налогоплательщиками право заключать с налоговыми органами соглашение о методах ценообразования на срок не более трех лет. За нарушение договоренностей подобного рода предусмотрен штраф в размере 1,5 млн рублей. Также штрафные санкции вводятся на неполную уплату налога – 40% от недоплаченной суммы. При повторном нарушении сумма штрафа может увеличена в два раза.

Уже сейчас можно констатировать, что введение закона в действие неизбежно повлечет за собой необходимость привлечения консультантов, специализирующихся на бухгалтерском обслуживании организаций, с целью пересмотра сложившейся структуры сделок и перераспределения налоговой нагрузки в рамках финансовой цепочки. И вне всяких сомнений на откуп экспертам в бухгалтерском и налоговом учете будут отданы вопросы, связанные с методологией применения положений очередного «сырого» нормативного акта.

 

Голосования

Ваша фирма уже обслуживается у нас?
 
111


Buhconsalt.ru (c) 2006-2011