Фирмы-однодневки: очередная попытка борьбы на государственном уровне Печать
15.05.2012 09:46

Организации лишатся права использовать адреса жилых помещений при регистрации.

Государственной Думе РФ предстоит рассмотреть законопроект, устанавливающий запрет на регистрацию организаций в жилых помещениях и использование последних для ведения хозяйственной деятельности. Цель документа - воспрепятствовать созданию фирм-однодневок.

Что же в реальности стоит за термином "фирма-однодневка" и почему ограничение в выборе адреса для регистрации юридического лица расценивается как потенциально действенная мера в борьбе со схемами уклонения от уплаты налогов?

Налоговики под "фирмой-однодневкой" понимают организацию, создаваемую не для ведения предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, а для реализации незаконных налоговых схем и обналичивания денежных средств. Такая фирма создается на определенный (заведомо непродолжительный) срок или под конкретную финансовую операцию. "Компания-однодневка" в большинстве случаев проходит положенную по закону процедуру государственной регистрации и незамедлительно закрывается после решения поставленных задач.

Использование "фирм-однодневок" является одной из самых распространенных схем ухода от налогов за счет создания фиктивных расходов, позволяющих организации-налогоплательщику получать вычеты по НДС и занижать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также за счет перераспределения основной налоговой нагрузки на "компанию-однодневку" путем продажи ей товаров с минимальной наценкой и последующей их реализацией по рыночным ценам. Понятно, что сама "фирма-однодневка" если и уплачивает какие-либо налоги, то в минимально возможном размере. Обналичивание денежных средств происходит посредством заключения налогоплательщиком фиктивных договоров на оказание услуг, реже - на выполнение работ и поставку товаров.

Одним из критериев отнесения компании к "фирмам-однодневкам", применяемым налоговыми органами ещё на стадии государственной регистрации, является использование так называемого адреса "массовой" регистрации, то есть указание в качестве юридического адреса, по которому зарегистрирована уже не одна организация.

В ряде российских регионов у порядка 20% компаний юридические адреса совпадают с адресами физических лиц. Причем участие около 90% граждан в деятельности организаций сводится к предоставлению паспортов за денежное вознаграждение.

Авторы законопроекта намерены перекрыть хотя бы эту лазейку для официальной регистрации недобросовестных компаний.

В какой степени подобные меры увенчаются успехом покажет время. Но с большой вероятностью реализация законодательной инициативы приведет всего лишь к росту спроса на "юридические адреса". И вряд ли при таком раскладе можно будет говорить об эффективности отсева потенциальных "фирм-однодневок" в момент подачи ими документов на регистрацию, ведь указание "массового" адреса - один из необходимых критериев для выявления таких компаний, но отнюдь не достаточный.