Уведомительный порядок осуществления деятельности Печать
15.05.2012 09:44

Уведомительный порядок в противовес разрешительному как основной принцип защиты предпринимателей от избыточного внимания со стороны госорганов может частично потерять свои преимущества благодаря депутатам Московской областной Думы.

Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности признается статьей 3 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 одним из базовых принципов правовой защиты предпринимателей в ситуации контроля со стороны госорганов.

Организации, прошедшие обязательную процедуру регистрации юридических лиц, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели, после постановки на учет в налоговых, обязаны предупредить представителей исполнительной власти о начале ведения предпринимательской деятельности (см. статью 8 закона №294-ФЗ от 26.12.2008).

Перечень работ, равно как и услуг, в отношении которых применяется уведомительный, а не разрешительный порядок, приводится в Постановлении Правительства РФ №584 от 16.07.2009.

К уведомлению, предоставляемому в 2 экземплярах, прикладывается копия выписки из госреестра и свидетельства о постановке на учет у налоговиков.

Уведомительный порядок призван сократить затраты (прежде всего, временные), связанные со стартом бизнес-проекта.

Тем не менее, как показала практика Управления Роспотребнадзора по Московской области, отказы в регистрации уведомлений выносятся в 40% случаев (по данным за июль-декабрь 2009 года). Основных причин отказа всего 4: отсутствует копия выписки из госреестра, нет копии о постановке на налоговый учет, копия выписки из госреестра не содержит сведений об уведомляемом виде деятельности, указанный в уведомлении код вида деятельности не включен в Перечень.

Случается, что уведомления не предоставляются вовсе, либо указанные в них сведения недостоверны.

Именно последние два обстоятельства и побудили представителей Московской областной Думы выступить с законотворческой инициативой включения в Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 дополнительных поводов для проведения внеплановых проверок.

По существующему порядку органам государственного и муниципального контроля разрешено проводить плановые проверки раз в три года (статья 9 закона №294-ФЗ от 26.12.2008), причем о проведении проверки организация или ИП должны быть предупреждены.

Внеплановые "визиты" возможны только по двум основаниям, перечисленным в статье 10 закона №294-ФЗ от 26.12.2008, а именно: (1) истек срок, отпущенный на устранение нарушений, (2) в контролирующие органы поступила информация об угрозах причинения вреда и фактах причинения вреда, а также нарушении прав потребителей.

Депутаты предлагают удвоить количество поводов для незапланированных визитов со стороны госорганов: в случае неподачи уведомления либо указания в нем неверных сведений.

Остается надеяться, что вполне здравая установка руководства страны "перестать запугивать бизнес", в частности, многочисленными проверками, одержит верх в этом конкретном случае.