Уведомительный порядок осуществления деятельности |
15.05.2012 09:44 |
Уведомительный порядок в противовес разрешительному как основной принцип защиты предпринимателей от избыточного внимания со стороны госорганов может частично потерять свои преимущества благодаря депутатам Московской областной Думы. Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности признается статьей 3 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 одним из базовых принципов правовой защиты предпринимателей в ситуации контроля со стороны госорганов. Организации, прошедшие обязательную процедуру регистрации юридических лиц, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели, после постановки на учет в налоговых, обязаны предупредить представителей исполнительной власти о начале ведения предпринимательской деятельности (см. статью 8 закона №294-ФЗ от 26.12.2008). Перечень работ, равно как и услуг, в отношении которых применяется уведомительный, а не разрешительный порядок, приводится в Постановлении Правительства РФ №584 от 16.07.2009. К уведомлению, предоставляемому в 2 экземплярах, прикладывается копия выписки из госреестра и свидетельства о постановке на учет у налоговиков. Уведомительный порядок призван сократить затраты (прежде всего, временные), связанные со стартом бизнес-проекта. Тем не менее, как показала практика Управления Роспотребнадзора по Московской области, отказы в регистрации уведомлений выносятся в 40% случаев (по данным за июль-декабрь 2009 года). Основных причин отказа всего 4: отсутствует копия выписки из госреестра, нет копии о постановке на налоговый учет, копия выписки из госреестра не содержит сведений об уведомляемом виде деятельности, указанный в уведомлении код вида деятельности не включен в Перечень. Случается, что уведомления не предоставляются вовсе, либо указанные в них сведения недостоверны. Именно последние два обстоятельства и побудили представителей Московской областной Думы выступить с законотворческой инициативой включения в Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 дополнительных поводов для проведения внеплановых проверок. По существующему порядку органам государственного и муниципального контроля разрешено проводить плановые проверки раз в три года (статья 9 закона №294-ФЗ от 26.12.2008), причем о проведении проверки организация или ИП должны быть предупреждены. Внеплановые "визиты" возможны только по двум основаниям, перечисленным в статье 10 закона №294-ФЗ от 26.12.2008, а именно: (1) истек срок, отпущенный на устранение нарушений, (2) в контролирующие органы поступила информация об угрозах причинения вреда и фактах причинения вреда, а также нарушении прав потребителей. Депутаты предлагают удвоить количество поводов для незапланированных визитов со стороны госорганов: в случае неподачи уведомления либо указания в нем неверных сведений. Остается надеяться, что вполне здравая установка руководства страны "перестать запугивать бизнес", в частности, многочисленными проверками, одержит верх в этом конкретном случае. |